Межведомственная информационное взаимодействие органов сектора безопасности украины часть 2

Исходя из развернутого толкования положений Указа Президента Украины о цели создания ЕКС, мы делаем предположение о нормативно-правовое обеспечение возможностей реализации в ЕКС технологического обмена материалами о преступлениях в виде электронных документов как второго уровня межведомственного информационного взаимодействия органов сектора безопасности. При реализации этих задач необходимо учитывать требования по обеспечению информационной безопасности. В частности, доступ к отдельным материалам производств (уголовные дела и учет) должен осуществляться в соответствии с полномочиями определенного должностного лица и материалов конкретного производства. В связи с этим возникает вопрос о сохранении электронных документов в ЕКС по отдельным делам и производствами (уголовными, надзорными). Учитывая проблему, интересен опыт США. Так, в структуре ФБР США действует Подразделение технологического обеспечения расследований. Доступ к удаленным доказательств в электронном виде работники получают с помощью ведомственной компьютерной сети, организованный на структуре доменов и предыдущем определении прав доступа каждого пользователя сети. Работники оперативных подразделений исследуют изъятую компьютерную информацию самостоятельно, но возможностей ее изменения не имеют.
лазерная косметология
При создании Центральной подсистемы управления ЕКС и ее региональных центров предлагается использовать единый реестр субъектов ЕКС (с реализацией на его основании различных уровней доступа), который связывает субъектов (собственников информации и пользователей из числа должностных лиц правоохранительных органов и их подразделений ) и объектов системы (в иерархии общего перечня электронных информационных ресурсов и данных в них). Учитывая особенности Единой компьютерной системы, одним из первых и важнейших вопросов следует считать комплексное обеспечение информационной безопасности. При построении модели угроз безопасности информации в ЕКС среди источников угроз следует также определить потенциальные действия соучастников преступлений организованной преступности. Действия работников оперативных и следственных подразделений правоохранительных органов по противодействию угрозам, в первую очередь, конфиденциальности и целостности «своей» информации, затем — по увеличению доступности и соответствия информации «контрагентов» в ЕКС, являются мотивированными необходимостью конспирации и, одновременно, максимизации результативности работы. Они являются факторами, которые существуют в межструктурных и межличностных информационном взаимодействии в каждом правоохранительном органе, независимо от уровня внедрения электронного документооборота в правоохранительной деятельности, а также формируют субъективное отношение работников к использованию информационно-телекоммуникационных систем. Решение этих проблем и противодействие угрозам информации в ЕКС, по нашему мнению, заключается в устранении или минимизации негативных факторов путем обязательного своевременного планирования и осуществления комплекса организационно-технических и организационно-правовых мероприятий по противодействию внешним и внутренним угрозам информационной безопасности. Поэтому детальная разработка Политики безопасности Единой компьютерной системы, с учетом возможностей мероприятий криптографической и технической защиты информации уже на этапе ее создания, по нашему мнению, является необходимым и актуальным направлением работы, в том числе — для обеспечения взаимодействия структурных подразделений правоохранительных органов в условиях функционирования ЕКС. В связи с созданием на базе ДСТСЗИ СБУ Администрации Госспецсвязи уместным видится привлечение к созданию ЕКС уже на этапе проектирования представителей этой службы, что позволит, кроме полномочий по построению и аттестации Комплексной системы защиты информации ЕКС, более полно обеспечить выполнение других задач и обязанностей Госспецсвязи и Администрации Госспецсвязи как специально уполномоченного центрального органа исполнительной власти по вопросам организации специальной связи и защиты информации Украины. При создании и функционировании ЕКС, по нашему мнению, возможно учесть и ввести в Концепции создания ЕКС, Положении о ЕКС, Типовом положении о ведомственных подсистемы ЕКС и в межведомственной Инструкции о правилах использования ЕКС (в ее части — Политике безопасности) следующее: — определение и обоснование роли СНБО Украины как межведомственной структуры в координации и надзоре за созданием и функционирования Единой компьютерной системы; — определение основных положений о межведомственной информационное взаимодействие правоохранительных органов по борьбе с преступностью; — обоснование необходимости доступа к отдельным составляющим ЕКС для определенных структурных подразделений правоохранительных органов на основании задач и обязанностей по борьбе с преступностью, определенных в законах Украины «О милиции», «О Службе безопасности Украины» " О прокуратуре ", других законах и нормативно-правовых актах Украины; — разработка типового образца и на его основе отдельных Комплексов поисковых задач для оперативных (различные направления), следственных и экспертно-криминалистических подразделений в составе правоохранительных органов Украины; — участие представителей Администрации Госспецсвязи в работе Межведомственной координационной группы по вопросам создания и функционирования Единой компьютерной системы; — детальная разработка Политики безопасности ЕКС уже на первых этапах создания системы, а также особое внимание по вопросам соблюдения ее положений в процессе функционирования ЕКС; — создание и администрирование единого реестра субъектов и объектов ЕКС; — сохранение электронных документов в ЕКС по отдельным делам и производствами. Список использованных источников 1. О Единой компьютерную информационную систему правоохранительных органов по борьбе с преступностью: Указ Президента Украины от 31.01.2006 года № 80/2006. 2. Гурковский В. И. . Организационно-правовые вопросы взаимодействия органов государственной власти в сфере национальной информационной безопасности: Автореф. дис. ... Канд. наук гос. упр .: 25.00.02 / Национальная академия. гос. управления при Президенте Украины. — К., 2004. — 20 с. 3. Бондарь Г. Ю . Правовое обеспечение взаимодействия следователей правоохранительных ведомств в уголовном судопроизводстве Украины: Автореф. дис ... канд. юрид. наук: 12.00.09 / Национальный ун-т внутренних дел. — Х., 2004. — 20 с. 4. Бирюков П. Н. Взаимодействие органов ФСНП РФ с зарубежными правоохранительнымы органами при расследовании налоговых преступлений: правовые вопросы. — Воронеж: Изд-во «Истоки», 1999. — 200 с. 5. Тернышник В. М., Слинько С. В. Тайное становится явным: взаимодействие следователя, оперативного работника и эксперта-криминалиста при раскрытии и расследовании преступлений: Учеб. пособие. — М .: ИКФ «Гриф», 1997. — 68 с. 6. Системная информатизация правоохранительной деятельности: европейские нормативно-правовые акты и подходы к упорядочению информационных отношений в связи с автоматизированной обработкой данных в правоохранительной деятельности: Учебник. Книга 2 / Сост. М. Швец, В. Брижко, Б. Романюк, В. Цимбалюк; Под ред. член-кор-и АПрН Украины Н. Швеца и канд. юрид. наук Б. Романюка. — К .: НДЦПЕ АПрН Украины, 2006 — 509 с.