Финансово-правовые нормы и финансовые правоотношения

Финансово-правовые нормы и финансовые правоотношения План

  1. Понятие финансово-правовых норм, их особенности и виды. Структура финансово-правовой нормы. Особенности санкций финансово-правовых норм и их виды.
  2. Понятие и содержание финансовых правоотношений, их особенности и классификация. Возникновение, изменение и прекращение финансовых правоотношений.
  3. Субъекты финансового права Украины и их виды. Общественно-территориальные образования, юридические и физические лица как субъекты финансового права.
1. Финансово-правовые нормы призваны устанавливать правила поведения в отношениях, возникающих в прцеси финансовой деятельности государства. Поэтому эти нормы имеют ту характерную особенность, что они императивными, Однако, императивность финансово-правовой нормы имеет особую природу и является отличной от традиционного восприятия данной характеристики. Здесь речь идет не только о обязательность предписания, который обеспечивается государственным принуждением, но и категоричность формы выражения конкретной нормы. В финансовых правоотношениях, ни один из субъектов не может без государственного предписания изменить предусмотренные правила поведения, поскольку они лишены права оперативной самостоятельности. Речь идет о четко очерченные в норме, правила поведения каждого из субъектов финансового правоотношения, которые не допускают изменения условий и характера обязательств самими участниками, при любых обстоятельствах. Хотя, в зависимости от вида финансового правоотношения, категоричность проявляется по разному (н-р акт о государственной заем и акт об установлении налога, но все равно, все условия определяются государством односторонне).
услуги тамады Днепропетровск
Виды финансово-правовых норм

  1. По специальным юридическими функциями:
  1. регулятивные (правоустанавливающие) — правовые предписания, которые непосредственно направлены на регулирование общественных отношений путем предоставления участникам прав и возложение на них обязанностей, то есть их роль в установлении субъективных прав и обязанностей.
  1. В зависимости от характера воздействия на поведение субъектов финансовых правоотношений ( по характеру диспозиции )
  1. зобовязуючи — приписывают совершать определенные действия, направленные на мобилизацию или расходования средств государством. Они содержатся во всех законах и нормативных актах
  2. запрещающие — приписывают не совершать действий, которые нарушают или подрывают финансовую дисциплину (н-р запрещают использовать бюджетные средства не по назначению)
  3. управомочивающие — нормы, в которых содержится разрешение определенному органу или должностному лицу конкретизировать те или иные предписания содержащихся в норме применительно к определенным условиям. В этих нормах императивность сочетается с четко определенными должностными полномочиями.
  1. По содержанию:
  1. материальные — включают материальное содержание юридических прав и обязанностей субъектов финансовых правоотношений.
  2. процессуальные — определяют процедуру деятельности органов государства в сфере мобилизации средств, порядок их поступления, расходования и распределения. Финансовое право не выделяет материальное и процессуальное право, только в бюджетном праве материальные нормы объединяются в институте бюджетного устройства, а процессуальные-в бюджетном процессе.
Нормами финансового права закрепляются • общие принципы и формы финансовой деятельности государства и ее местных образований (административно-территориальных единиц), • методы аккумуляции средств в государственных и местных денежных фондов, • виды обязательных платежей, используемых для формирования этих фондов, • порядок получения и использования государственных и местных денежных средств • источники образования финансовых ресурсов государственных предприятий, организаций, учреждений; • порядок получения и использования государственных и местных денежных средств и тому подобное. Структура финансово-правовой нормы традиционная, но особенности метода правового регулирования определили свою специфику. Гипотеза — определяет условия и обстоятельства, при которых возникают у юридических и физических лиц финансовые правоотношения. Указывают на субъектов и определяют юридические права и обязанности (будущее поведение). Как правило имеет сложную форму и может формулироваться в нескольких статьях. Диспозиция — указывает каким должно быть поведение сторон Фнансовий отношения, при наличии предусмотренных гипотезой фактических обстоятельств. Характеризуются обстоятельностью, чтобы избежать двоякого толкования. Санкция — определяет меру государственного принуждения, применяемой в случае нарушения правовой нормы, направленная на предупреждение неправомерных действий в соответствующей сфере путем установления юридической ответственности. С другой стороны, призвана обеспечивать восстановление нарушенного права участника финансовых правоотношений и наказания нарушителей. В ней одинаково полно представлены восстановительная и карательная функции. И поскольку она может непосредственно затрагивать интересы не только государства, но и всех субъектов финансовых правоотношений, имеет сложное строение и приобретает различные формы по сравнению с другими частями нормы. Финансово-правовая санкция применяется в случаях нарушения бюджетной, кредитной, кассовой, расчетной, платежной и отчетной дисциплин. Есть и другие виды санкций, например прекращение ассигнований и остановки проведения операций с бюджетными средствами в случае совершения участником бюджетного процесса бюджетного правонарушения; принудительное взыскание и тому подобное. О различных видах санкций пойдет речь в соответствующих темах. Однако остановимся на самых распространенных из современных видов финансово-правовых санкций: пени и штрафа с нарушителей финансовых правоотношений. Налоговый долг (недоимка) — налоговое обязательство (с учетом штрафных санкций при их наличии), самостоятельно согласованное налогоплательщиком или согласованное в административном или судебном порядке, но не уплаченное в установленный срок, а также пеня, начисленная на сумму такого налогового обязательства. Пеня, которая в гражданском праве рассматривается как один из видов неустойки, в финансовых правоотношениях является способом побуждения к своевременному выполнению предписания финансово-правовой нормы и взимается с соответствующего участника за нарушение предписания диспозиции о сроке внесения платежа в Госбюджет или внебюджетные централизованные фонды. Пеня, как санкция никогда не связывается с предварительным установлением причин неплатежа или выяснения объективной и субъективной вины правонарушителя. Она действует автоматически — обусловлено исключительно факту нарушения срока. И независимо от того, в судебном или бесспорном порядке взимается пеня, она начисляется на непогашенный платеж с самого начала перевода его в недоимку до дня полного взыскания. Согласно налоговому законодательству, пеня — плата в виде процентов, начисленных на сумму налогового долга (без учета пени), которая взимается с налогоплательщика в связи с несвоевременным погашением налогового обязательства Штраф — в отличие от пени преследует цель гарантировать осуществление должностными лицами и гражданами действующего порядка и правил в области государственных финансов, которые определяются всеми тремя элементами финансово-правовой нормы. Этот вид санкции применяется в случае неправомерных действий или воздержание от правомерных действий должностными лицами, ответственными за поступление доходов и расходование денежных средств. Штраф определяется в абсолютных суммах и устанавливается законодателем применительно к данному виду нарушения. Он накладывается на должностных лиц компетентным на это органом. Налоговое законодательство определяет штрафную санкцию (штраф) — как плату в фиксированной сумме или в виде процентов от суммы налогового обязательства (без учета пени и штрафных санкций), которая взимается с налогоплательщика в связи с нарушением им правил налогообложения, определенных соответствующими законами.