Участие церкви в отношениях, регулируемых семейным законодательством

Участие церкви в отношениях, регулируемых семейным законодательством Провозгласив курс на развитие новой правовой системы, в которой доминирующими признаются права и свободы человека и гражданина, Украина не могла обойти такой важный социальный институт, как церковь, олицетворяет собой не только культурное наследие государства, приобреталась тысячелетиями, но и основополагающий идеологический центр — средство реализации права на свободу мировоззрения и вероисповедания, способен интегрировать украинское общество. Коренным в реформировании законодательства о свободе совести и религиозных организациях стал совершенно новый подход в регулировании государственно-церковных отношений в Украине. Он основывается на уже традиционном принципе обособленности церкви от государства, закрепленному на уровне Основного Закона Украины — ч. 3 ст. 35 Конституции Украины1, в сочетании, в отличие от советской правовой системы и присущей ей идеологии научного атеизма, с принципом обеспечения свободного развития на основе равноправия различных религиозных течений и конфессий. Государство, на реализацию этого подхода, наделила церковь правами полноценного субъекта права, предоставив ей возможность приобретать статус юридического лица. Это положение закреплено уст. 13 Закона Украины „ О свободе совести и религиозные организации "от 23.04.1991 г... №987-XII, в которой указано, что религиозная организация признается юридическим лицом с момента регистрации ее устава (положения) 2. Посвящается данная научная работа участия церкви в правоотношениях, с акцентированием внимания на семейно-правовом аспекте, то есть на очерчивании возможности церкви быть участником отношений, подвергаются правовому регулированию семейным законодательством.
Алюминиевые двери
Однако, прежде всего, необходимо остановиться на правовом статусе церкви в общетеоретическом смысле, а уже потом экстраполировать усилия на поставленной выше проблематике. Проблема государственно-церковных отношений, правосубъектности церкви, ее места в обществе интересовала человечество постоянно. В течение последних десятилетий, наряду с историческими и философскими фундаментальными исследованиями, появляются труды ученых-юристов: 1) советских исследователей: П. Дяконова, М. Фиолетовая, Ф. Рудинского, Ю. Рекка; 2) современных исследователей правоведов В. Гончаренко, А. Рогожина, Н. Страхова, А. Шевченко; 3) зарубежных ученых Ф. Гейера, Р. Реслера, В глетчеры и других. Уже в современной независимой Украине и Российской Федерации защищались диссертационные исследования, посвященные взаимоотношениям церкви и государства3. Однако указанные научные работы сосредоточиваются на историко-правовых исследованиях или направляются в общетеоретическое русло правовой науки. Это обусловливает необходимость в исследовании этой проблематики с цивилистических позиций, в части как гражданско-правового (статус церкви как юридического лица), так и семейно-правового (возможности участия в семейно-правовых отношениях как, например, органа регистрации актов гражданского состояния) направлений. Но, невзирая общетеоретических позиций, усматривается невозможным направление исследования в русло частноправовой науки. Слово „ церковь «известно лишь христианском свиту4, мусульмане оперируют термином „ умма», буддисты — „ сангха «, хотя большинство верующих вкладывают в него один смысл. С точки зрения содержательного толкования „ церковь» понимается в двух значениях: 1) религиозная организация духовенства и верующих, объединенная общностью верований и обрядности; 2) здание, в котором происходит христианское богослужиння5. По нашему мнению, „ церковь "можно рассматривать еще в нескольких направлениях: как архитектурный комплекс, как социальный институт, как часть государства (выполнение церковью в дореволюционном праве отдельных функций государства), как государство (Ватикан) и, наконец, как юридическое лицо — субъект права, больше всего интересует юридическую науку. Законодатель, закрепляя за церковью права юридического лица, в ст. 13 Закона Украины „ О свободе совести и религиозных организациях «применяет термин „ религиозные организации», к которым относит религиозные общины, управления и центры, монастыри, религиозные братства, миссионерские общества (миссии), духовные учебные заведения, а также объединения состоящие из вышеупомянутых религиозных организаций (ст. 13 Закона). Это свидетельствует о том, что только они могут быть юридическими лицами, а следовательно, и субъектами гражданского права. Но ч. 2 ст. 5 Закона, в которой указано: „ Церковь (религиозные организации) в Украине отделена от государства «, отождествляет „ религиозные организации» и „ церковь ", что дает нам право определять и церковь как юридическое лицо. В определении правосубъектности церкви важное значение имеет выяснение вопроса, субъектом которого права является церковь — публичного; — частного; — и частного и публичного. Здесь нам отнюдь не обойти известной сентенции выдающегося римского юриста Ульпиана, ставшая украшением известной правовой памятники Древнего римского частного права, — Дигест Юстиниана: &bdquo ... публичным правом является то, что касается положения римского государства, частное ... относится к пользе отдельных лиц "(Д.1.1.1.2.) 6. При ответе на поставленный вопрос необходимо отметить, что церковь может быть субъектом как публично правовых, так и частноправовых отношений. В частности Ролан Миннер, профессор Страсбургского университета, отмечает, что в 1929 году в соответствии с соглашением между Святым Престолом и Италией появился город-государство Ватикан. Однако государство Ватикан, а Святой Престол является субъектом международного права, который установил дипломатические отношения со 180 странами мира и до сих пор Престол подписывает с государством договоры, касающиеся церковных справ7. Другим примером участия церкви в публично-правовых отношениях можно назвать порядок внесения изменений в устав религиозной организации (административно-правовые отношения), налогообложения предприятий, которые создаются религиозными общинами (финансово-правовые) и др. Примером гражданско-правовых отношений с участием церкви как юридического лица (организации, имеет обособленное имущество, может приобретать от своего имени имущественные и личные неимущественные права и обязанности, быть истцом и ответчиком в суде) является заключение различного рода сделок, направляемых на обеспечение хозяйственной деятельности религиозной организации (договоры о предоставлении во владение и пользование культовых сооружений, приобретение права собственности на имущество, приобретенное или созданное за счет собственных или заемных средств и т. п.).