Участие присяжных заседателей в судебном процессе по судебным уставам 1864

Участие присяжных заседателей в судебном процессе по судебным уставам 1864 Демократизация общества Украинского государства, приближения его к европейским стандартам является важной и многогранной проблемой. Среди многих задач этой проблемы ведущее место принадлежит реформированию судебно-правовой системы. Для ее осуществления важно всесторонне исследовать и выяснить особенности влияния отдельных факторов на эффективность деятельности суда. Предусмотрен действующими Конституцией Украины и Законом Украины «О судоустройстве Украины» суд присяжных требует законодательного закрепления правил их участия в судебном процессе. Обоснование содержания этих правил не может быть достаточным без анализа не только деятельности аналогичных судов в развитых странах мира, но и собственного исторического опыта, который имеет Украина. История суда присяжных царской России по судебным Уставами 1864 года, действовавшего и на территории Украины, исследована еще недостаточно. История суда присяжных в России касается его организации, состав и деятельности по ограниченный период (1866—1883). Она не содержит информации об участии присяжных заседателей в судебном процессе, в ней не исследовано их обязанности и права и тому подобное. Еще менее исследованы вопросы деятельности присяжных заседателей в судах, которые функционировали на территории Украины. В монографии П. Ф. Щербины освещены лишь общие сведения об этом суде.
женская одежда оптом от производителя
Вопрос же участия присяжных заседателей в судебном процессе не рассматривались. Цель предлагаемой статьи — выяснить и проанализировать содержание правил, регламентирующих участие присяжных заседателей в судебном процессе. По Судебными уставами 1864, участие присяжных заседателей в судебном процессе регулировалась Уставом уголовного судопроизводства. Производство дел в окружных судах регламентировалось десятью главами: 1) о порядке начинания дел в окружных судах; 2) о приготовлении в суд распоряжениями; 3) о составе присутствия для судебного заседания; 4) об управлении ходом дел в судебном заседании; 5) об условиях производства дел в судебных заседаниях; 6) о действиях, сопровождающих открытие судебного заседания; 7) о порядке проведения судебного следствия; 8) о завершающие дебаты судебного следствия; 9) о порядке вынесения и оглашения приговора; 10) о протоколах судебных заседаний. В каждой из них помимо общих правил производства дел отображались особенности процесса с участием присяжных заседателей. Особенностью дел с участием присяжных заседателей было то, что до начала судебного производства обязательно должно быть проведено предварительное следствие, не было обязательным для дел, которые рассматривались без участия присяжных. Во время приготовления к судебному разбирательству регламентировался срок начала и порядок формирования очередных и запасных списков присяжных для участия в судебном заседании. Списки формировались за три недели до начала судебного заседания. Порядок формирования был следующим: председатель суда вынимал из двух отдельных ящиков, где были карточки с именами очередных и запасных заседателей, соответственно тридцать шесть карточек. Имена из них заносились в двух особых списков скреплялись секретарем и подписывались судьями. Присяжные заседатели, выбранные на основании жеребьевки, сообщались повесткой. Список дел, должен был рассматриваться с участием присяжных заседателей, публиковался в губернских ведомостях не позднее чем за две недели до начала каждого периода заседаний. Каждому подсудимому за три дня до открытия судебного заседания сообщали именной список судей, прокурора и присяжных заседателей. По управлению ходом дел в судебном заседании, то Уставом определялись полномочия председателя суда относительно участия заседателей. В частности, председатель суда обязан следить за тем, чтобы присяжные использовали все средства для основательного рассмотрения дела, а также по их требованию был доступными сроками давать необходимые пояснения. В то же время он должен был в промежутках между судебными заседаниями обеспечить устранение внешнего воздействия на присяжных, который бы мог стать основой их предвзятости. В особо важным делам председатель суда вправе создать условия для устранения любых отношений присяжных с посторонними лицами, предложить им для отдыха отдельные комнаты в здании суда. Условия производства дел в судебных заседаниях с участием присяжных имели ту особенность, что с разрешения председателя суда для рассмотрения дел, которые проходили за закрытыми дверями, допускались очередные присяжные, которые не входили в состав суда. После объявления председателем суда о завершении дебатов двери открывались и все последующие судебные действия, начиная с объяснений председателя суда, происходили публично. Присяжные заседатели имели право требовать восстановления действий или продолжение судебного следствия с самого начала. Если судебное заседание прерывалось и после перерыва был изменен состав присяжных заседателей, то его продолжение должно начинаться с самого начала. Открытие судебного заседания с участием присяжных заседателей происходило поэтапно. Прежде председатель суда информировал присутствующих о том, все приглашенные заседатели явились в суд. Если количество заседателей была меньше тридцати человек, то председатель суда должен был пополнить их штат на основании жеребьевки из числа запасных заседателей. Перед началом рассмотрения каждого дела председатель суда подавал списки заседателей сначала прокурору или частном обвинителю, а затем подсудимому. Прокурор или частный обвинитель имели право без объяснения причины вычеркнуть из списка (отклонить) до шести заседателей. Подсудимый мог вычеркнуть такое количество заседателей, чтобы в списке оставалось не менее восемнадцать человек. Если подсудимых было несколько, то отклонения заседателей осуществлялось ими на основании взаимного согласия. Если такого согласия не было, то заседатели вычеркивались на основе равного распределения подсудимыми, или большинством голосов, или на основе жеребьевки.