Угольная отрасль как особый сегмент энергетической безопасности украины

Угольная отрасль как особый сегмент энергетической безопасности Украины Перед Украиной стоит целый ряд экономических проблем и проблем, связанных с национальной безопасностью государства, которые требуют немедленного решения. На современном этапе становления нашего государства проблема энергетической безопасности является одной из наиболее актуальных, поэтому система мер по ее обеспечению должна включать в себя как реалии современности, так и перспективы развития не только нашей страны, но и возможные изменения в зовнишньодержавних отношениях, поскольку общее понятие энергетической безопасности Украины несколько отличается от понимания энергетической безопасности западных государств. В статье освещаются проблемные вопросы нормативно-правового и управленческо-организационного характера в угольной отрасли, как составной части энергетической безопасности государства, ведь именно эта отрасль является базовой составляющей топливно-энергетического комплекса Украины, который обеспечивает страну электро — и теплоэнергией. При подготовке данной работы использовались исследования украинских и российских ученых В. Ксензенко В. Сергиенко, А. Чимерис, В. Мунтиян, Г. Пастернак-Таранушенко, Б. Кваснюк, И. Карп, Н. Воропай , С. Клименко и других, которые занимались разработкой вопросов энергетической безопасности в различных аспектах.
проверенные маги приворот
Уровень развития топливно-энергетического комплекса имеет определяющее влияние на состояние экономики любого государства мира. На сегодня Украина относится к энергодефицитным государств, поскольку обеспечивает потребности в энергоносителях за счет собственной сырьевой базы лишь на 47%, однако только на 10-12% в нефти и 20-23% в природном газе, а ядерное топливо — 100% покупается за рубежом и только углем Украина обеспечена полностью. Зависимость экономики Украины от стран-импортеров энергетических ресурсов очевидна. Естественно сложилось так, что основная энергетическая сырье в недрах Украины — это уголь. Развитие энергетики Украины сегодня в значительной мере определяется развитием угольной промышленности. Это утверждение базируется на конкретных фактах. Анализ структуры запасов углеводородов в Украине показывает, что более 95,4% запасов составляет именно уголь. Это при том, что баланс в структуре мировых запасов органического топлива на уголь приходится 67%. Из этого можно сделать вывод о том, что в Украине угля — это единая энергетическая сырье, запасов которого потенциально достаточно для поддержания энергетической безопасности государства, а угольная промышленность является стратегической отраслью страны. Основными направлениями использования угля являются энергетика (тепло — и электроэнергия) и использования при функционировании металлургической промышленности. Дальнейшее развитие данной отрасли во многом зависит от выбранной стратегии политики государства в энергетической сфере. А. Савченко и Г. Оганян утверждают, что „ угля — приоритет номер один в топливно-энергетическом комплексе Украины ". Они, в частности, отмечают, что для предупреждения энергетического кризиса в государстве необходимо строительство не менее двадцати новых угольных шахт. Говоря об угольной промышленности необходимо отметить сложность структуры отрасли, ведь это мощный многофункциональный производственный комплекс со значительными объемами производства и услуг, многогранным проявлением деятельности, сложными внутренними и внешними связями, специфическими условиями работы. Определяя стратегическую для государства особенность угольной отрасли в 2005 году Указом Президента было создано Министерство угольной отрасли, которое является правопреемником Министерства топлива и энергетики Украины в части прав и обязанностей, касающихся реализации государственной политики в угольной промышленности. Основными задачами Минуглепрома Украины является участие в формировании и обеспечении реализации государственной политики в угольной промышленности; осуществление структурной перестройки угольной промышленности и повышение эффективности управления ею; создание благоприятных условий для приватизации предприятий угольной промышленности; формирования балансов угля и угольной продукции; разработка комплексных научных программ, направленных на улучшение состояния окружающей среды в угольных регионах Украины, обеспечения рационального использования недр, утилизации отходов угледобычи и углеобогащения, внедрения на предприятиях угольной промышленности безотходных технологий; содействие развитию и совершенствованию рынка угольной продукции. Сравнительный анализ мирового опыта государственного управления в угольной промышленности свидетельствует, что во всех угледобывающих странах действует центральный орган, который выполняет от имени государства широкий спектр функций, связанных с организационно-правовыми, управленческими, политическими, экономическими, социальными и другими вопросами. Да, в Германии государственным управлением угольной промышленности занимаются министерство внутренних дел, министерство экономики, министерство по научным исследованиям и технологиям. Во Франции вопросами угольной отрасли занимается комиссия „ Шарбонат де Франс ". В ее компетенцию входит планирование доходной и затратной частей области, кредитования отдельных субъектов угольной отрасли, развитие науки и техники, переоснащение шахт и внедрение новейших технологий. В США отсутствуют централизованные государственные структуры, которые проводят регулирование деятельности в угольной отрасли. В этой стране все шахты частные, однако существуют две общественные организации, которым предоставлены полномочия быть координатором и посредником в отношениях с государственными структурами: Горным бюро США, Министерством энергетики, Управлением по охране труда и безопасности на горных предприятиях США. Анализируя состояние угольной отрасли в Украине, можно выделить две основные группы проблем. Первая — дефицит средств на реорганизацию и дальнейшее развитие производственного потенциала отрасли с целью обеспечения нормального функционирования действующих прибыльных предприятий; вторая — недостаточная подготовленность отрасли к работе в рыночных условиях. Для решения неотложных вопросов по улучшению и стабилизации работы отрасли в 2005 году было принято решение о создании Министерства угольной промышленности. Кроме того, было принято постановление Кабинета Министров Украины „ Об утверждении Порядка предоставления и определения объемов государственной поддержки угледобывающих предприятий на частичное покрытие расходов по себестоимости продукции, а также строительства и технического переоснащения предприятий по добыче каменного угля, лигнита (бурого угля) и торфа "от 21 августа 2003 № 1311, постановление Кабинета Министров Украины „ О мерах по стабилизации работы предприятий угольной промышленности "от 5 июня 2000 года № 892 и ряд других документов, с целью преодоления кризиса в угольной отрасли. На государственном уровне предполагалось усиление работы по разгосударствлению объектов данной отрасли, поиска путей финансирования закрытия убыточных шахт и реструктуризации отрасли. Одним из вопросов реструктуризации отрасли было проведение приватизации объектов угольной промышленности. Но вследствие большой социальной задолженности, низкого технического уровня, убыточности большинства мелких и средних шахт, значительную кредиторскую задолженность, износ основных средств такие предприятия являются непривлекательными объектами для приватизации. Более привлекательными являются предприятия, осуществляющие обслуживание деятельности шахт и обогатительных предприятий отдельно от шахт. Однако в будущем такого нельзя допустить, так как в этом случае шахты могут превратиться лишь в государственный сырьевой придаток, который полностью будет зависеть от коммерческого сектора углеперерабатывающих области. Учитывая особенности отрасли, приватизация угольной промышленности должна проходить комплексно, и ни в коем случае не вредить энергетической безопасности государства.