Легитимность государственной власти и право на гражданское неповиновение — конституционно — правовой аспект

Легитимность государственной власти и право на гражданское неповиновение: конституционно — правовой аспект Проблема взаимодействия гражданского общества и государственной власти все чаще попадает в поле зрения ученых юристов. В контексте этой проблематики особую актуальность приобретает вопрос легитимности государственной власти и механизма ее обеспечения. Легитимность является одним из основных свойств государственной власти, которая является продуктом признание народом справедливости, законности и целесообразности публичной власти, ее инструментов, механизмов деятельности, а также путей ее избрания. Именно народ является единственным источником власти, а следовательно обладает правом формировать органы государственной власти, осуществлять контроль за ними, а также опротестовывать их действия (бездействие) и ставить под сомнение легитимный характер законов, принятых действующей властью. Каждое из этих прав, включая и право на гражданское неповиновение, определяет содержание народного суверенитета — принципа, реализация которого является одной из основных гарантий легитимности государственной власти. Акции гражданского неповиновения является редким, но привычным явлением для современной конституционной демократического государства. Гражданское неповиновение — одна из форм непосредственной демократии, реализуемой в соответствии с демократическими конституции на основе права граждан проводить мирные массовые мероприятия и акции (собрания, митинги, демонстрации, манифестации, шествия, забастовки и т. д.).
накрутка просмотров видео вконтакте
Возможны и другие более радикальные формы реализации этого права, неконституционными методами — мятежи и революции. Однако, в данной статье речь пойдет о гражданском неповиновении как о форме коллективной деятельности, представляет собой пример „ самоограничений радикализма «и проводится легально, в условиях „ почти легитимной» конституционной демократии. Право на гражданское сопротивление тесно связано с естественными правами человека — правом на жизнь, на свободу мировоззрения и вероисповедания, на свободу мысли и слова и т. Д., Поскольку является одновременно и неотъемлемым правом человека и гарантией защиты этих прав. Акции гражданского неповиновения в демократических обществах направлены прежде всего на защиту личных и коллективных прав, которые время от времени могут испытывать определенные притеснений со стороны публичной власти. Они действенным средством с помощью которых любой человек может оказывать влияние на членов политического общества и заставлять профессиональных политиков прислушиваться к общественному мнению. Гражданский протест является своего рода лакмусовой пробой на легитимность власти. Он служит испытанием того, насколько либеральная конституционная демократия, то есть насколько серьезно его отношение к правам, а также демонстрирует всю остроту противоречий между государственной властью и гражданским обществом, заставляя искать возможность урегулирования конфликта между ними. С точки зрения конституционно-правовой теории важны ряд вопросов на которые мы попытаемся найти ответ. Что представляет из теоретико-правовой точки зрения право на протест? Что является той чертой деятельности государственной власти, перейдя которую она теряет полностью или частично свою прежнюю легитимность и создает предпосылки для невыполнения приказов и несоблюдение законов, которые были приняты действующей властью легальным путем, то есть с соблюдением юридической процедуры? Действия государственной власти по отношению к гражданскому обществу и наоборот, гражданского общества по отношению к государственной власти, в процессе прохождения акций протеста, позволяют обеспечить его мирное урегулирование? Как правило, срок „ гражданское неповиновение "употребляется для обозначения сознательного выявления непослушания перед законом по причинам религиозного, этического или политического характера. В более узком смысле гражданское неповиновение означает нарушение закона, сам по себе несправедливым. Но этот термин используется и для обозначения протеста, включающий нарушение закона как сопутствующий акт противостояния конкретной политике или взимания давления для введения политических реформ. Впервые термин «гражданское неповиновение» в политический лексикон ввел американский философ Генри Дэвид Торо, который принял его как название статьи написанной им в 1848 году, в которой объяснял почему на протяжении нескольких лет отказывался платить налоги штата Массачусетс. К таким действиям, как указывает Торо, он удался с той целью, чтобы выступить против двух политических мер правительства Соединенных Штатов Америки: войны с Мексикой и поддержки рабства на Юге США. Автор статьи отмечал, что граждане должны сопротивляться несправедливым действиям власти, в том числе нарушать несправедливые законы. Теория и практика гражданского протеста приобрела свой окончательный вид века спустя в трудах Могандаса Ганди, в контексте его изложения философии ненасильственной борьбы. Ганди утверждал, что гражданское неповиновение основывается на глубокие уважении к закону, и те, кто прибегает к ней должны совершать это публично и проявлять свою готовность принять наказание в случае нарушения закона. Учение Ганди отличалось от взглядов Торо тем, что оно отмечало неуклонном ненасилии, на общем обязанности граждан действовать в рамках действующего законодательства и необходимость использования всех возможных конституционных средств урегулирования конфликта. Дискуссия по поводу того, что включает в себя акт гражданского и предусматривает он несоблюдение гражданами нелегитимных законов нашла свое отражение в истории политико-правовой мысли, представители которой разделились на два лагеря: тех, кто полностью или частично отрицал право граждан на протест, и тех, кто считал его одним из основных политических прав граждан. Еще в XVII в. в учении об абсолютном, всесильную государство Томаса Гоббса, которого не без основания считается одним из основоположников теории юридического позитивизма, была высказана идея о том, что легитимность государственной власти есть неоспоримое. Поэтому подданные, однажды доверив своему правителю, наделив его всей полнотой власти, не должны в дальнейшем ставить под сомнение его приказы и выступать против его правления. В неопозитивистского традиции, начиная от Кельзена, господствующей стала мысль о том, что всякая власть является легитимной и любые законы имеют правовой характер, а потому в обязательном порядке должны выполняться гражданами. Изменение действующего законодательства является прерогативой органов государственной власти, которые наделены такими полномочиями, а не простых граждан, подвергшихся притеснения антиконституционного законодательства. Кельзен подчеркивал, что перед юридической наукой вообще не должно стоять вопрос о легитимности государственной власти или законом. Поэтому отрицалась необходимость гражданского неповиновения, как способа решения политико-правовых конфликтов. Право на гражданское сопротивление не нашло своего отражения в конституционном законодательстве тех стран, в которых правовая идеология была построена исключительно на принципах юридического позитивизма. Особенно это касается государственных режимов, право рассматривали как средство достижения политических целей. Речь идет, прежде всего, о государственной политике, которая проводилась в СССР и странах так называемого социалистического лагеря. Несмотря на то, что во всех советских конституциях была статья, в которой гарантировалась свобода собраний, митингов, шествий и демонстраций, ее реализация сводилась к жестко урегулированных парадных мероприятий. Советский режим не признавал право на протест и рассматривал участие граждан в любых акциях, направленных хотя бы частично против публичной власти, как правонарушение, за которое предусмотрена как конституционная ответственность (лишение гражданства), так и уголовная.