Криминогенная ситуация в нефтегазовом комплексе украины

Реферат на тему Криминогенная ситуация в нефтегазовом комплексе Украины Преступность в Украине является одним из самых опасных социальных явлений, которое в условиях социальной трансформации быстро заполняет все сферы жизнедеятельности, становится все более организованным и профессиональным . Криминогенная ситуация в нашей стране в течение 2004—2005 гг. Остается сложной. Характерным для современного состояния преступности в Украине является постепенное вступления латентных форм. К тому же этот процесс усложняется из-за процессов дальнейшей консолидации преступных группировок и отдельных групп, укрепление их коррупционных связей как в Украине, так и за ее пределами, концентрацию «теневого» капитала. Вступление экономической преступностью организованных форм становится одним из самых опасных факторов, осложняющих течение нескольких лет оперативную обстановку в нашей стране. Количество преступлений, совершенных организованными группами, только зарегистрированные в сфере экономической деятельности, за последние десять лет выросла почти на 80%, прежде всего в стратегически важных, высокодоходных отраслях экономики — в кредитно-финансовой системе (удельный вес 76,7%), в сфере приватизации (80%), внешнеэкономической деятельности (81,3%), в топливно-энергетическом и агропромышленном комплексах.
9 вал
В условиях дестабилизации социально-политической обстановки, нарастание кризисного состояния народного хозяйства распространение получили преступления в сфере экономики. Хищения, взяточничество, коррупция, уклонение от уплаты налогов, финансовое мошенничество и другие уголовно наказуемые деяния охватили практически все сферы хозяйствования. Под влияние вышеупомянутых противоправных действий попал и нефтегазовый комплекс Украины. Становление Украины как правового демократического государства с рыночной экономикой, к сожалению сопровождается целым рядом негативных явлений и процессов, среди которых: тенизация и частичная криминализация экономики, в частности, такого важного ее отрасли как топливная энергетика. Это обусловливает необходимость изучения теоретически преступности в нефтегазовом комплексе и раскрыть специфику практической деятельности правоохранительных органов по противодействию преступлениям в этой сфере. Акционерные общества, объединения, производства, организации и институты формируют в Украине нефтегазовые и газоперерабатывающие заводы, предприятия магистральных газопроводов и нефтепродуктообеспечения. Реализацию государственной политики в комплексе осуществляет Министерство топлива и энергетики Украины, подразделением которого является Государственный департамент нефтяной, газовой и нефтеперерабатывающей промышленности. Нефтегазовый комплекс как сердцевина всей экономики Украины в настоящее время переживает сложные процессы формирования, становления и стабилизации рыночных отношений. Несовершенство финансово-экономических рычагов в работе нефтегазового комплекса, в частности бартерные операции, взаимозачеты, дотации и субвенции, способствуют воровству, уклонения от уплаты налогов, «отмыванию» денежных средств и созданию условий для коррупции и служебных злоупотреблений. Дальнейшее слияние криминального бизнеса и законного предпринимательства дает основания уже вести разговор о «уголовное предпринимательство» как способ и специфическую форму ведения бизнеса. Так, в 2004 году на объектах ТЭК раскрыто 4402 корыстные преступления, за аналогичный период 2003 года — 3927 преступлений, что на 11% больше, в т. ч. 3886 тяжких и особо тяжких (в 2003 году — 24396), или на 36% больше. Как свидетельствуют официальные статистические данные, за последние восемь лет в нефтегазовом комплексе Украины ежегодно регистрируется от 300 до 1700 преступлений. Так, только в 2004 году выявлено 1208 преступлений, против 969 за аналогичный период 2003 года, из которых — 1008 особо тяжких и тяжких (в 2003 году — 781) и 513 хищений (в 2003 году — 362), из которых двести шестьдесят второго больших размерах (в 2003 году — 126). В сфере служебной деятельности выявлено 525 преступлений (в 2003 году — 380), в том числе 99 фактов взяточничества (в 2003 году -59). Закончено расследование уголовных дел по 931 преступления. Выявлено 2316 лиц, совершивших преступления, из них 107 — руководителей предприятий. Установленная сумма материального ущерба по законченным уголовным делам более 29 млн грн, обеспечено возмещение почти 24 млн грн. В целях противодействия преступности в нефтегазовой отрасли, в частности краж нефти и газового конденсата, в мае-июне 2004 года проведены оперативно-профилактические мероприятия «Октан», а в июле-июне — целевое отработки субъектов рынка в Полтавской, Сумской и Харьковской областях, в ходе которых выявлено более 400 преступлений, в т. ч. — 86, связанных с хищением нефти и газа, ликвидировано 22 Миницеха по переработке похищенного горючего. Прекращена деятельность 8 организованных преступных групп и преступных организаций. Выявлено и ликвидировано 68 несанкционированных врезок на участках нефтепроводов. Для противодействия преступности в Украине создано значительное количество контролирующих органов различной направленности, однако их количество, к сожалению, не решает должным образом проблему обеспечения эффективного контроля в сфере экономических отношений. На наш взгляд, необходимо вести взаимосвязанную борьбу с организованной преступностью и коррупцией с помощью и с использованием различных обеспечивающих мероприятий, прежде всего, меры первичного финансового контроля, в том числе — в нефтегазовой промышленности. Корыстные преступления, которые совершаются в нефтегазовом комплексе, нередко характеризуются нарушением определенного законодательными и нормативными актами порядка, условий и правил предпринимательской деятельности на рынке энергоносителей, а также порядка проведения расчетов в той или иной форме между субъектами предпринимательства и бюджетными учреждениями. На сегодня распространенными способами совершения преступлений в нефтегазовом комплексе Украины являются: 1. Предоставление отдельным лицам и руководителям предприятий льготных условий предпринимательской деятельности путем: — проведение тендеров на поставку оборудования и выполнение работ за государственные и бюджетные средства в пользу предыдущего определенного победителя с участием заинтересованных субъектов хозяйствования в его проведении; — поставок сырья по завышенным ценам и реализации готовой продукции по заниженным ценам; — денежного и товарного кредитования, в том числе — путем предварительной оплаты за не поставлены материальные ценности и отпущены энергоносители без оплаты, и уклонение от претензионной работы по взысканию долгов, — определенных оптовых поставщиков энергоносителей и закрепление за ними наиболее платежеспособных потребителей; 2. Нарушение установленных законодательными и нормативными актами условий и правил предпринимательской деятельности в сфере добычи, поставки, транспортировки и потребления энергоносителей, в том числе — порядка использования бюджетных и государственных средств путем: — осуществление безлицензионной деятельности и нарушения лицензионных условий деятельности ; — нарушение порядка начисления необходимого объема потребления энергоносителей, завышение этих объемов и стоимости, а также — фальсификации количества лиц, пользующихся льготами, с целью незаконного получения бюджетных средств.