История местного самоуправления — составляющая науки о местном самоуправлении

История местного самоуправления — составляющая науки о местном самоуправлении Более десятилетия в Украина динамично развивается наука о местном самоуправлении. Ее потенционал стал весомым фактором становления и развития украинской государственности, обеспечил новое качество идеи местного самоуправления, способствовал юридическому оформлению соответствующих общественных отношений. Для начал современной украинской науки о местном самоуправлении характерно доминирование историко-правового подхода к исследованию этого сложного, многоаспектного явления. Такой подход обогатил науку знаниями об исторических предпосылках и идейные источники местного самоуправления, обеспечил становление теоретических конструкций, базовых юридических понятий и категорий, подготовил почву для законодательного оформления местного самоуправления в Украине. В начале 90-х годов. историко-правовые исследования местного самоуправления бесспорно имели одно понадзавдання — доказать, что институт самоуправления является, условно говоря, «своим», то есть исторически присущим Украинский практически во все эпохи нашей истории. Эта задача была реализована, о чем свидетельствуют не только многочисленные научные труды, но и принятие Конституции новой Украинского государства и Закона Украины «О местном самоуправлении в Украине». Принятие этих важных правовых актов предоставило особое значение в процессе становления отечественной теории местного самоуправления вопросом природы, основ и принципов организации органов общественного самоуправления.
металлочерепица полтава
Актуальными стали исследования теоретических и практических проблем конституционно-правового статуса территориальных общин, комплексные научные труды о местном самоуправлении как о важном политико-правовой институт. Историко-правовые исследования на время отошли на второй план, хотя и не прекращались. Вторая волна интенсивных историко-правовых поисков своей основой может считать ратификацию 15 июля 1997 Верховной Радой Украины Европейской Хартии о местном самоуправлении, которая стала составной законодательства Украины. Актуальность современных историко-правовых исследований обусловлена проблемой характеристики украинской модели местного самоуправления. Ученые и общество постепенно осознают, что закреплено в Конституции и Законе Украины «О местном самоуправлении в Украине» модель довольно эклектична. Трудно сказать, какую из современных теорий самоуправления говорил законодатель, определяя его роль и закрепляя полномочия органов самоуправления в Конституции Украины и других законах. Более того, следует, очевидно, согласиться с мнением А. Батанова о том, что в этом вопросе наблюдается и определенная дилемма, поскольку в Основном Законе Украинского государства выбор сделан в пользу общественной теории, хотя в то же время немало важных положений Конституции написано в духе государственной теории. Государственный подход проводится и в профильном законе о местном самоуправлении. Очевидно, здесь сыграли решающую роль не стремление к чистоте воплощение теоретических идей и конструкций, а желание поскорее отойти от «старых» советских форм государственного управления на местах. Сейчас нет смысла анализировать украинскую модель местного самоуправления с точки зрения восприятия ее как своей, вычислять, что в ней от англосаксонской, французской или немецкой модели. Однако остается факт, что наша модель немало позаимствовала из зарубежного опыта и является по своей природе европейской. По нашему мнению, обращение к большой исторического наследия, изучение опыта деятельности органов местного самоуправления в прошлом способствовать возможности решать противоречия развития института самоуправления в Украине в современных условиях. Это историческая противоречие между самоуправлением как идеей, самоуправлением как юридической формой или конструкцией и самоуправлением как практикой децентрализации государственной власти. Впервые с этой противоречием автор столкнулся исследуя самоуправления г...Львова. Оно побудило к формированию основ историко-правового изучения и анализа городского самоуправления. Поэтому самоуправления г...Львова исследовалось автором в четырех аспектах: во-первых — история идеи городского самоуправления; во-вторых, история львовской общины как субъекта самоуправления; в-третьих, юридические формы городского самоуправления; в-четвертых, анализ деятельности органов самоуправления. Продолжение муниципальной реформы в Украине, которая является составной государственно-правовой реформы в целом, только усилило желание наиболее активной части украинского социума к соответствующему самосознания, до выяснения значимости самоуправления в процессе национального государства в прошлом и настоящем европейском и мировом масштабах. Одной из предпосылок реализации этого выяснения должно быть, по нашему мнению, изучение исторического опыта местного самоуправления в Украине. Местное самоуправление — одна из древних традиций Украинского государства. Уже в средние века многие украинские города так же, как и абсолютное большинство европейских, жила в условиях тогдашних систем городского самоуправления, в основе которых лежали предписания пункты. Грамота — привилегия, которая предоставлялась городу, была свидетельством децентрализации суверенной власти средневекового государства на уровень территориальной общины города. А особое геополитическое положение Украины было причиной того, что державотворни процессы на украинских землях имели не только национальные истоки, но и испытали влияние как западной, так и восточной политических культур. Это в значительной степени касается института местного самоуправления. Как видим, построение государства в теории и на практике пользуется понятиями «самоуправлении в Украине», «история самоуправлении в Украине». Эти понятия свидетельствуют особенности самоуправления в Украине, подчеркивают феноменальность этого явления. Соглашаясь в целом с таким его оценке, следует, однако, акцент на том, что его уникальность отнюдь не отрицает соотнесенности с общим явлением самоуправления, которое в наибольшей степени присуще развитым демократическим странам Европы. Это общее явление характеризуется многообразием конкретных проявлений, одним из которых и является самоуправления в Украине. Конкретное проявление самоуправления в Украине сопровождается особенностями, что, конечно, имеют национально-исторический характер. Особое место в истории самоуправления в Украине занимает история общины и городского самоуправления г...Львова. Оригинальность их взаимодействия отражает мнение, что г...Львов стал «малым миром», в котором большой (Украинский самоуправления) проводил свои европейские репетиции. Подытоживая влияние Львова на историю самоуправления в Украине, трудно дать окончательно ответ учитывая разнообразие и многозначность всех факторов. Сразу же возникает проблема открытости города и его длительного пребывания под воздействием чужих (неукраинских) сил и идей. С другой стороны, очевидна собственная способность быть центром общественной активности и местного самоуправления, адаптировать европейские модели территориального управления. Ведь именно, Львов будучи органично и духовно соединен с Европой, в этой сфере стал транзитным городом, откуда распространялись европейские самоуправляющиеся модели на украинские земли. Существенным признаком истории громады. Львова и городского самоуправления является то, что ее ритм совпадает с ритмом европейской истории самоуправления, чего так утвердительно нельзя констатировать об истории самоуправления других городов Украины. На протяжении длительного исторического периода европейские традиции и юридическая форма самоуправления позволяли наполнять его украинским содержанием. Как политико-правовое явление местное самоуправление в той или иной форме присуще каждому современной демократической стране. Однако по определению его природы постоянно велись и сегодня ведутся научные споры. Самоуправление остается одной из самых дискуссионных научных тем и в современной Украине. При таких условиях логично, чтобы историческому анализу самоуправления предшествовало определение его сущности и исследование теорий самоуправления. Прежде всего согласимся с тезисом о том, что понятие «самоуправление» нельзя рассматривать этимологически, но, к сожалению, это часто случается. «Слово самоуправления не отражает истинной сути за ним кроется, но оно упрочилось, и мы пользуемся им как техническим выражением на определение отдельного рода публичной администрации». И действительно, проблему самоуправления можно рассматривать как с политической, так и юридического взглядов. По нашему мнению, составляющей обоих этих взглядов является историко-правовой подход, когда изучается история самоуправления сквозь призму анализа правовых актов, на основе которых созданы и действуют органы самоуправления, а также путем изучения практики деятельности органов самоуправления. Историко-правовой подход не может проигнорировать теорию самоуправления, становление которой происходило длительное время и которая аккумулировала различные взгляды на этот важный политико-правовой институт.