Исторические этапы становления государственной службы. на службе у граждан

на тему Исторические этапы становления государственной службы. На службе у граждан. Государственная служба в ХХ веке Современные модели построения государственной службы окончательно сформировались под влиянием демократизации управления странами. Становление профессиональной основы государственной службы, законодательное определение статуса государственных служащих, их социальную и экономическую защиту со стороны государства способствовали трансформированию самой сущности государственной службы. Фактически, став независимым от воли монарха или политиков, получив социальные и правовые гарантии, государственный служащий как профессионал начал ориентироваться на обеспечение потребностей населения, поскольку его гарантии, а соответственно и личное благосостояние, целиком зависели от налогоплательщиков. К тому же, остро стоит проблема регулирования структуры аппарата управления и численности лиц, в нем работают. Размер, эффективность и надежность аппарата ХХ в. остались предметом острых дискуссий в парламентах большинства стран мира. К примеру, сравнение штатов французской государственной администрации (4,5 млн. чел) и британской гражданской службы (0,5 млн. чел) свидетельствует о большой расхождение в численности государственных служащих в этих странах с почти одинаковым населением . Но с учетом того, что во Франции к этой категории относятся работники образования, почты, здравоохранения, оказывается, что на самом деле численность служащих органов управления является большей в Великобритании, чем во Франции.
установкой кондиционеров в москве
В среднем в большинстве стран Западной Европы персонал государственных служащих в начале 90-х годов. составлял 5-8% населения, что довольно часто привлекает внимание как политиков, так и налогоплательщиков и приводит к периодическому рассмотрению вопроса о сокращении количества штатов управленцев, повышения эффективности их работы. В целом во второй половине ХХ в. уже окончательно сформировались общие подходы и требования к государственной службе, одним из которых является проблема лояльности и нейтральности государственных служащих. Значительные усилия теоретиков государственного управления и государственной службы были направлены на определение демократии в построении бюрократических систем, отождествляется с избирательностью высшего уровня государственных лиц и профессионализмом администраторов. В результате была разработана два разных концептуальные взгляды на проблему. Первая концепция базируется на исследованиях Вудро Вильсона, проведенных еще в конце прошлого века. Исходя из определения разделения общества на руководителей и руководимых, он считал нужным ограничиться разделением властей на три ветви: законодательную, исполнительную и судебную. В этом случае разделение функций между теми лицами, которые разрабатывают политические решения, и теми обеспечивающие их реализацию, должен быть достаточно четко определенным. Отсюда возникает необходимость разграничить и государственные должности: на политические, которые обеспечивают разработку политической линии государства или государственного учреждения, и организационно-административные, предназначенные для обеспечения реализации политических решений. Итак, занимающих организационно-административные должности, должны быть независимыми от воли политических деятелей и работать на постоянной профессиональной основе. Их уровень не может зависеть от политических симпатий и отношений с правящей партией, а должен определяться только профессионализмом. Это способствует высвобождению процедуры выполнения чисто управленческих, административных функций от влияния политических течений и личных симпатий. В противном случае система государственного управления испытывать периодических (межизбирательный) реорганизаций и кадровых перестановок, обязательно приведет к политической нестабильности в стране. Политические деятели сами должны заботиться о повышении профессионализма государственных служащих, уровня их организованности и исполнительской дисциплины, поскольку эти лица непосредственно обеспечивают качество проведения политических решений и их правовое соответствие. Франк Гудноу в дополнение теории Вудро Вильсона ввел разделение должностей в государственном управлении на три уровня: — выше, который разрабатывает политические концепции, стратегических решений; — Средний, который предназначен как для обеспечения выполнения политических решений так и для наблюдения и контроля; — Ниже, на который возложены функции исполнения и обслуживания. Каждый уровень должностей требует определенного своего уровня способностей, навыков, образования, полномочий, определяются функциональными обязанностями. То есть устанавливается распределение должностей не только по компетенциям и функциями, но и по полномочиям. По концепции Вильсона-Гудноу, претендентов на высшие должности необходимо выбирать, а остальные должны работать на профессиональной основе. Этим обеспечивается эффективная работа всех ветвей власти и уровней государственной администрации. Вторая концепция предполагает господство ведущей политической идеологии во всех сферах государственного управления, требует подчинения государственных служащих общегосударственной политической доктрине. Эта концепция базируется на классовом подходе к государственной власти. Но в условиях чисто аристократического элитного правления или диктатуры, когда такой подход обеспечивается правящей верхушкой для усиления своего господства, это будет приводить к противостоянию между различными общественными классами и группами, к политическому конфликту. В разных странах мира взаимоотношения между политической системой, политической деятельностью, государственной службой и государственными служащими сложились на различных основах политико-правового регулирования. Среди них можно выделить три наиболее типичные ситуации. 1. Когда политические и руководящие административные должности полностью не распределены, а образуют единую политико-административную систему. Независимыми в этом случае остаются только низовые категории должностей государственной службы, а в политической категории относят должности министров и их заместителей, руководителей структурных подразделений аппарата. В такой ситуации эти должностные лица освобождаются от работы, если изменяется правящая политическая партия. Подобная система сложилась во Франции, Германии, Японии. 2. Когда правящая партия подчиняет себе государственную службу. Таким образом, большое количество государственных должностей может быть замещена в результате смены правящей партии. Этот подход свойственен таким европейским странам, как Италия, Бельгия, Австрия. Однако количество должностей, которые единовременно освобождаются после выборов, в этих странах отличается и может достичь 25% от общего состава государственных служащих центрального уровня. 3. Когда политические должности и должности государственной службы в странах конституционно распределены. К таким странам относятся Великобритания, Дания, Швеция, современная Россия. В этом случае складывается ситуация, когда государственный служащий обязан качественно выполнять свои функциональные обязанности независимо от того, какая политическая сила у власти. Он служит народу, и только этим принципом руководствуется в своей профессиональной деятельности. Таким образом, во Франции, Англии и США только верхушка администрации оставалась очень политизированной, то есть непосредственно зависит от правительства, формируется по партийному принципу. В зависимости от политической ситуации такие служащие могут быть уволены с должности в случае отставки министра.