Исторические традиции становления и развития местного самоуправления в украине часть 2

XIX — начало XX в. характеризуется становлением в Украине общеимперских форм местного самоуправления. Так, в 1838. вводится сословное самоуправление для государственных и свободных крестьян в форме сельского общества, в 1861 была распространена на всех крестьян. Сельское общество совпадало с сельской общиной и имело свою корпоративную собственность, в том числе и на землю. Важнейшие вопросы в сельском обществе решал сельский сход. Текущие дела решали избран на востоке сельский председатель и предназначен сельский писарь. Важной формой самоуправления на Украине было земское управление, введенное во второй половине XIX в. На земские учреждения возлагалась основная часть обязанностей по обеспечению жизнедеятельности местного населения: поставки продовольствия, содержание путей, зданий, сооружений, земских благотворительных и лечебных учреждений, поддержка развития народного образования, организация помощи больным и бедным. В целом, как видим, земские учреждения должны четко определении социально-обслуживающие функции и несмотря на негативную для украинского местного самоуправления русский унификацию имели определенное положительное влияние на решение местных проблем, способствовали подъему общего уровня жизни крестьян. Особое и очень интересную страницу в истории развития украинского местного самоуправления составляют попытки, но, к сожалению, бесполезны, построить его систему в четвертой и пятой суверенных и непродолжительных Украинский государствах — УНР (Украинской Народной Республике) и ЗУНР (Западно — Украинской Народной Республике).
электрик Киев
С провозглашением государственной независимости Украины в январе 1918г. местное самоуправление было признано составной частью нового демократического конституционного строя. Так же после образования в ноябре 1918г. ЗУНР, местное самоуправление заняло достойное место среди ее конституционных органов. Проект Конституции УНР 1918. предполагалось создать систему местного самоуправления, которая должна была состоять из общин, волостей и земель, где единственная непосредственная местная власть должна принадлежать советам и управам. Попытки построить украинскую модель местного самоуправления делали все независимые украинские правительства (Генеральный Секретариат, Гетманат, Директория.), А потому именно с этого времени следует делать отсчет четвертого этапа развития местного самоуправления на пути его эволюционного развития. Современным преобразованием самоуправляющихся структур предшествовал весьма печальный для нашей истории период существования Украины как советской республики в составе СССР. А так как идея местного самоуправления, как необходимого инструмента и способа существования демократического общества была генетически чужд советской официальной науки, то и соответствующие самоуправляющиеся институты не могли существовать. Даже термин «местное самоуправление» как форма самоорганизации территориальных общин или коллективов было изъято из употребления, а «власть советов» считалась самым демократичным достижением и называлась «народовластием», хотя формировалась и руководствовалась исключительно одной коммунистической партией, не допускала любой оппозиции. При таких условиях и решения проблем местного значения относилось к непосредственной государственной компетенции. Все властные полномочия сосредоточены в партийных комитетах разных уровней, которые по-своему подходили к пониманию и решению этих проблем. С конца 50-х-начале 60-х pp. местные Советы стали рассматриваться как органы такой власти, перерастает в коммунистическое гражданское самоуправления и потому должны выступать не только как органы государственной власти, но и местного или общественного самоуправления. Однако централизм государства приводил к тому, что вопросы местной жизни были полностью подчинены великодержавным интересам СССР, блокировали любые проявления местного самоуправления, тем более, с выраженной украинской сути. Фактическое возрождение местного самоуправления на Украине началось в 1990г. по принятию в декабре закона Украины «О местных Советах народных депутатов УССР и местном самоуправлении». И хотя в этом законе органы местного самоуправления выписаны как органы государственного управления на местах, все же этот закон можно считать значительным шагом вперед. Именно в этом законе было возвращено к использованию сам термин местном самоуправлении, определены основные принципы, на которых строится этот институт государства, в том числе исключительное право «решения ... всех вопросов местного значения, исходя из интересов населения.» (Ст. 5 Закона). Следующий этап реформирования связан с введением принципа разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную согласно Декларации о государственном суверенитете Украины от 16.06.90р. и соответственно с введением института президентства. В начале 1992г. принято два закона — «О Представителя Президента Украины», и "О местных Советах народных депутатов и местном и региональном самоуправлении». С принятием первого закона вводилась исполнительная вертикаль из представителей Президента в областях и регионах, которые осуществляли государственную исполнительную власть и контролировали органы местного самоуправления по вопросам выполнения ими делегированных функций. Закон 1992г. «О местных Советах народных депутатов и местном и региональном самоуправлении» имел целью создать такую систему, где сочетался бы принцип обеспечения государственного управления в регионах через государственные администрации во главе с представителями Президента с широкой самостоятельностью общин с другой стороны в населенных пунктах через органы самоуправления по достаточно широкими полномочиями. Законом от 3.02.1994 г... «О формировании местных органов власти и самоуправления» был ликвидирован институт местной государственной администрации на уровне районов и областей, для того, чтобы вновь возродиться в несколько измененном виде за Конституционным договором 1995 p., Который восстановил вертикаль исполнительной власти и усилил управляемость территориями со стороны центрального правительства. При этом местное самоуправление сохранялось на уровне сел, поселков и городов. Дальнейший процесс формирования местного самоуправления на Украине был связан с разработкой и принятием новой Конституции. Противоречивый конституционный процесс завершился в 1996г. Принятием Основного закона-Конституции Украины, которая зафиксировала основные принципы существования местного самоуправления в Украине, определяется правом территориальной общины самостоятельно решать вопросы местного значения в пределах Конституции и законов Украины. Конституция Украины как документ длительного действия определила лишь общие основы формирования местного самоуправления в Украине. Поэтому дальнейший процесс муниципальной реформы начался с разработки и принятия комплексного закона о местном самоуправлении. Нечеткость некоторых положений Конституции Украины привела к появлению различных подходов к разработке нового закона, что нашло свое отражение в двух его проектах.