Исторические истоки современного понимания закона в украине

4. Закон выдается в особой законодательной процедуре. Порядка издания закона отводилось существенное место в теории закона. Закон не мог быть выдан за установленным порядком. 5. Закон обладает высшей юридической силой по отношению к другим нормативно-правовых актов, что обусловлено, прежде всего, местом Верховную Раду среди других органов государства. Юридическая сила распадается, как правило, на: 1) бесспорность закона (закон меняется и отменяется исключительно Верховной Радой); 2) подзаконность всех других нормативно-правовых актов (известная формула издания таких актов: «на основе и во исполнение закона»). 6. Советский закон регулирует наиболее важные, типичные и устойчивые отношения в обществе. Именно в советский период прозвучали мысли о необходимости отдельного законодательного или даже конституционного определения отношений, регулирование которых должно происходить исключительно законом (так называемого предмета закона).
печать изготовление
В решениях партийных съездов, а затем и в юридической литературе широко пропагандировалась стабильность закона, но всестороннему научному исследованию эта категория не поддавалась. Основными особенностями закона в советскую эпоху, по нашему мнению, стали: 1. Основную массу нормативно-правовых актов составляли подзаконные акты. Законы занимали незначительную долю в этой системе. Кроме этого, была развита практика так называемой «партийной нормотворчества», акты которого не вкладывались в принятую систему нормативно-правовых актов. Все это негативно влияло на установление верховенства закона. 2. Большое влияние юридической науки на развитие системы нормативно-правовых актов и законов в частности. Примером этого является хотя бы заключение Свода законов СССР и УССР. Как и в досоветскую сутки, наука играла большую роль в разработке, систематизации и внедрении научных подходов в практику законотворчества. 3. Возведение в доктрине закона воедино воли господствующего класса = воли всего народа = воли государства. Такая идеализация господствующего класса является, по сути, показателем абсолютистского подхода к созданию государства, вроде воле монарха, которая приравнивалась к свободе (гласа) всего народа. Централизация власти сопровождает историю нашего народа на протяжении многих эпох. 4. Прерогатива политической составляющей в процессе законотворчества над правовой. Указанная особенность является, по сути, обобщающей для советского периода. Именно политический интерес, воля партийного руководства часто превалировали над правилами нормопроектирования. Нужно подчеркнуть, что именно в течение советского периода сформировалось основы современного законорозуминня. Для определения основ теории современного украинского закона нужно определить его признаки. Итак, основными признаками современного украинского закона являются: 1. Закон принимается только органом законодательной власти представительского характера или населением государства в порядке референдума. Таким единственным органом законодательной власти в Украине, в соответствии со статьей 75 Конституции Украины является Верховная Рада Украины. 2. «Узаконивание» общественных отношений, регулирование которых входит в компетенцию Верховной Рады Украины. Возможность правового регулирования общественных отношений в форме закона определяет сама Верховная Рада Украины на основе закрепленной законодательной процедуры. И если границу правового регулирования общественных отношений между законом и Конституцией может определять Конституционный Суд Украины, то подобную границу между законом и подзаконным актом определяет только сам парламент. 3. Закон имеет высшую юридическую силу в системе нормативно-правовых актов страны. Любой другой правовой акт принимается на основе, во исполнение и в соответствии с законом. Акт, противоречащий закону, отменяется в установленном порядке. 4. Закон имеет общий характер. Он не учитывает особенностей жизненных случаев в регулируемой им сфере общественных отношений. Все другие акты принимаются с целью конкретизации и детализации законоположений. 5. Как разновидность нормативных актов закон устанавливает общеобязательные правила поведения, имеет надлежащую форму, порождает юридические последствия и гарантируется государством. 6. Закон является стабильным нормативным актом. В случае необходимости он дополняется, изменяется или отменяется четко определенным кругом органов и в определенном порядке. 7. Закон имеет соответствующую структуру, то есть организацию содержания, целесообразно размещение нормативных предписаний и правовые атрибуты. 8. Закон является нормативным актом, принимаемым в особом процессуальном порядке, называется законодательным процессом. В Украине он определяется Конституцией, регламентом Верховной Рады и отдельными законами и состоит из ряда последовательных стадий. 9. Закон охраняется и гарантируется государством, которая обеспечивает необходимые условия для выполнения закона и применяет меры принудительного характера к субъектам, которые не выполняют или нарушают требования закона. 10. Закон принимается в соответствии с требованиями логики, стиля и языка, способствует единообразному и точному его пониманию и применению, повышению эффективности системы нормативных актов в целом. Сравнивая признаки закона досоветского, советского и современного периодов, можно утверждать преемственность основных признаков закона, выделяют его среди других нормативно-правовых актов. Вместе с этим, на основе проведенного анализа мы можем выделить основные исторические особенности понимания закона на Украине, сложившиеся в течение предшествующих эпох правоведения, и активно влияют на современный закон — Существование мощного субъективного, персонифицированного фактора в процессе создания закона. Исторически это заложено за существования почти неограниченной власти монарха в досоветский период и влияние партийной власти на руководство государственными делами в советские времена. Сегодня эта особенность проявляется через широкие полномочия и деятельность Президента Украины в нормотворческой сфере, который существенно влияет на законодательный процесс. Это необходимо учитывать при анализе законодательной деятельности в частности и деятельно сти по изданию нормативно-правовых актов вообще. — Существование властных предписаний, которые по своей природе не входят в систему нормативно-правовых актов, но активно влияют на нее. Эти властные акты часто конкурируют с законом, сужают его предмет, или указывают на его причинной применения или не применение. Иногда такие акты подменяли сам закон. Исторически эта особенность была обусловлена существованием актов монарха и директив вышестоящих партийных органов. В современный период откликом этой особенности является, по нашему мнению, прецедент делегирования законотворческой функции Кабинета Министров Украины. — Смешивание в правосознании граждан (в т. ч. правоприменитель) законов и пидзакон ных нормативно-правовых актов под единым названием «закон». Кроме того, сегодня достаточно актуальна проблема с изобретением собственно украинского законорозуминня и законотворчества, ведь основой их был и до сих пор остается метод калькирование иностранного (преимущественно русского) опыта и законотворческих конструкций. Итак, в современный период законодателям нужно учитывать перечисленные особенности украинского законотворчества, ведь именно они, возможно, мешают на стадии создания законов и дальнейшего их применения. Без этого законы Украины, набирая в своем количестве, не станут более качественными, а соответственно ждать и развитого парламентаризма, и полноценной демократии. Литература ВЕСТНИК. Хмельницкого института регионального управления и права