Уголовно-процессуальное аспекты международного сотрудничества украины

Уголовно-процессуальное аспекты международного сотрудничества Украины в области оказания правовой помощи по уголовным делам Глубокие экономические, политические и социальные изменения, которые происходят в Украине и странах СНГ в течение последних десяти лет, привели к возникновению и распространению ряда негативных явлений, присущих современному обществу. Наиболее опасным среди них является преступность (особенно такая его форма, как организована), структура и характер которой в последнее время значительно изменились.

Эскорт услуги в Москве
Эволюция преступной деятельности свидетельствует, что она претерпевает существенные качественные изменения: в частности приобретает транснационального и трансграничного характера, возникают ее новые формы в сфере экономики, банковской деятельности, приватизации, общественной безопасности, использование компьютерных сетей, в частности интернета, электронно-вычислительных машин и систем др. Ученые правоведы и международники, которые исследуют эту проблематику констатируют существование так называемых транснациональных криминальных корпораций, некоторые из которых находятся на территории республик бывшего СРСР.1 Глобальный характер проблемы преступности, деструктивное влияние ее на экономику страны требует принятия адекватных мер , целенаправленной и скоординированной деятельности правоохранительных органов всех государств по борьбе с ней. Расследование многих уголовных дел, установление лиц, виновных в совершении преступлений, получение доказательств, возмещения вреда, причиненного преступлением, в ряде случаев невозможно без эффективного сотрудничества в сфере оказания международной правовой помощи, которое за последние годы получило тенденцию к росту. Эффективность взаимодействия в этой области зависит от многих факторов, главным среди которых, на наш взгляд, является создание действенных механизмов предоставления международной правовой помощи и других видов сотрудничества в сфере борьбы с преступностью. Важное значение также имеет и совершенствования правоприменительной деятельности (в частности обмен информацией о возможностях и условиях получения взаимной правовой помощи, изучение опыта других государств по борьбе с отдельными видами преступлений, имеющих признаки транснационального характера, и введение его в национальную практику, повышение квалификации следователей, прокуроров и судей и т. д.); осуществления соответствующих мер организационного характера, в частности, создание специальных подразделений правоохранительных органов государства, основным направлением деятельности которых является международное пение, обитництво в этой сфере (в нашей стране это, например, Национальное центральное бюро Интерпола возможности которого используются правоохранительными органами Украины для сотрудничества с Генеральным Секретариатом Интерпола и правоохранительными органами зарубежных стран при осуществлении деятельности, связанной с предупреждением, раскрытием и расследованием преступлений, имеющих транснациональный характер или выходят за пределы Украины, специальные подразделения органов Министерства внутренних дел Украины, основной задачей которых является борьба с преступлениями, имеющими транснациональный характер (например, специальное подразделение в составе Главного управления по борьбе с организованной преступностью, которая занимается борьбой с "отмыванием грязных денег) и т. д.). Однако следует обратить внимание на очевидное несовершенство существующего в Украине правового механизма регулирования международной правовой помощи, отсутствие эффективных средств сотрудничества в этой области, что свидетельствует о достаточно медленную трансформацию норм международного права в национальное законодательство. В связи с этим отметим, что согласно ст. 27 Венской конвенции о праве международных договорив3 участник не может ссылаться на положения своего внутреннего права в качестве оправдания для невыполнения им договора. И далее: государство не имеет права ссылаться на то обстоятельство что ее согласие на обязательность для него договора было выражено в нарушение того или иного положения его внутреннего права, касающегося компетенции заключать договоры, как на основание недействительности его согласия, если только это нарушение не было явным и не касалось нормы его внутреннего права особо важного значения (ст. 46). На современном этапе правовая помощь по уголовным делам предоставляется на основании Конституции Украины, соответствующих международных договоров Украины, Закона Украины «О международных договорах Украины» от 22.12.1993 p., УК и УПК Украины. Конституция Украины закрепила несколько общих положений, которые имеют принципиальное значение для международного сотрудничества в борьбе с преступностью. Так, юридические границы выполнения запросов об оказании международной правовой помощи установлены статьей 25 Основного закона в соответствии с которой гражданин Украины не может быть выдворен за пределы Украины или выдан другому государству. Украина гарантирует заботу и защиту своим гражданам, находящимся за ее пределами. Эта конституционная норма нашла свое воплощение (а относительно субъектов, которые не могут быть выданы, — более широкое определение) в новом Уголовном Кодексе Украины, согласно которому граждане Украины и лица без гражданства, постоянно проживающие в Украине, совершившие преступления вне пределами Украины, не могут быть выданы иностранному государству для привлечения к уголовной ответственности и предания суду (ч. 1 ст. 10).Частини2И3ст. 10 УК Украины закрепляют право Украины при наличии соответствующего международного договора выдать иностранному государству для привлечения к уголовной ответственности и предания суду или передать для отбывания наказания иностранцев и лиц без гражданства, постоянно не проживающие на Украине, совершивших преступления за пределами Украины и находятся на ее территории, а также передать для отбывания наказания иностранцев, совершивших преступление на территории Украины. Важное значение в плане решения вопросов правовой помощи также и ст. 26 Конституции Украины, а именно ее положение о возможности предоставления убежища в Украине иностранцам и лицам без гражданства. Согласно ст. 9 Конституции Украины международные договоры Украины, согласие на обязательность которых предоставлено Верховной Радой Украины, являются частью ее национального законодательства. Итак, правовой основой международного сотрудничества в области борьбы с преступностью на современном этапе является соответствующие международные договора Украины, которые были заключены бывшим СССР и в силу правопреемства имеют юридическую силу для Украины, и договоры, заключенные Украиной за годы независимости. Последние носят двусторонний или многосторонний характер, важное место среди которых занимает Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22.01.93 г... (Ратифицировано Законом Украины от 10.11.94 г...)И протоколов к неивид29.03.97р. таевропейськи конвенции которые вступили в силу для Украины — Европейская конвенция о взаимной правовой помощи по уголовным справахвид20.04.59р. иДодатковий протокол к неивид 17.03.78 г... (Набулачинности для Украины 16.01.98 (.), Европейская конвенция о выдаче, 1957 и дополнительные протоколы к ней (ратифицировано 16.01.1998 p.), Европейская конвенция о передаче осужденных лиц, 1983 (ратифицировано 22.09.1995 p.), Европейская конвенция о надзоре за условно осужденными или условно освобожденными лицами , 1964 (ратифицировано 22.09.1995 p.), Европейская конвенция о передаче производства по уголовным делам, 1972г. (ратифицировано 22.09.1995 p.), Конвенция об отмывании, поиске, аресте и конфискации доходов, полученных преступным путем (ратифицировано 17.12 .1997 p.); Европейская конвенция о борьбе с терроризмом 1977 (ратифицировано 17.01.2002 г...).