История местного самоуправления — составляющая науки о местном самоуправлении часть 2

По нашему мнению, именно Ю. Панейко и его последователи предложили историко-правовой подход к проблеме самоуправления. Дефиниция самоуправления выстроена, в частности, в результате исследования исторического развития института местного самоуправления. Самоуправление возникает сначала как идея политических стремлений и устремлений в борьбе с абсолютизмом. Однако впоследствии, эта политическая требование имела достаточно важные правовые последствия. И даже те, кто устанавливал его чисто политическую природу, вынуждены были, как справедливо замечает Г. Еллинек, в то же время, признать государственно-правовое понятие самоуправления для управления корпораций. Самоуправление как форма децентрализации государственной власти не могло конечно существовать только как политический лозунг, без идеи и содержания. И если первоначальная идея местного самоуправления имела целью развитие у граждан чувства нaлежности к одному сообществу, то со временем она стала применяться в контексте гражданских и политических прав и свобод человека. По мнению профессора С. Соколюка, в современной Европе сформировались две главные модели самоуправляющихся организаций: французский (Франция, Италия, Голландия, Бельгия, Люксембург), которая значительно сужает самоуправляющиеся компетенции, и немецкий в других странах (подобно в США) с релятивно большей самостоятельностью.

создание сайтов
В первом случае есть большая зависимость от администрации правления, когда в самой Германии (здесь есть видоизменения в краях-землях) существует развитое и сознательное своих прав самоуправления. Исторический анализ концепции и практики европейского самоуправления дает возможность выделить в правовых взглядах на него важнейшую составляющую. Сторонники различных концепций самоуправления не отрицают того, что в большинстве стран на всех этапах своего развития оно опиралось на правовую основу. Законом или иными формами права регламентировалась деятельность общин и полномочия их органов. Именно поэтому историко-правовой подход должен, прежде всего, содержать научный анализ законов, иных правовых актов, являющихся государственной регламентацией самоуправления. В связи с этим необходимо изучать практику деятельности органов самоуправления, которая наиболее полно показывает степень децентрализации государственной администрации. «Автономию местных властей вызывают, по меньшей мере, нормативная база, на основе которой она развивается, полномочия и средства, которыми они обладают, и механизмы контроля, которым они подлежат». В общем изменение этих факторов можно рассматривать как историю самоуправления. Поэтому историю местного самоуправления необходимо рассматривать как комплексное научное знание, которое состоит из истории общин, истории учений о самоуправлении, историй основных моделей и форм самоуправления, а также истории самоуправляющегося права (например, городского права). Учредителями истории местного самоуправления в Украине были выдающиеся учёные Д. Багалей, М. Владимирский-Буданов, М. Грушевский, I. Крипьякевич, Д. Дорошенко, Н. Василенко, Н. Полонская-Василенко , С. Томашiвський, М. Чубатый, Л. Окiншевич, Р. Лащенко, Ю. Панейко и другие, которые исследовали развитие самоуправления, его основные этапы. Первой большой работой о городском самоуправлении в Украине была магистерская диссертация М. Владимирского-Буданова. Исследование городского самоуправления продолжили И. Каманин, Ф. Тарановский, Д. Багалей. Однако история самоуправления долгое время не была самостоятельным направлением в науке или самостоятельной наукой, большинство ученых изучали ее преимущественно в связи с другими историческими и правовыми явлениями. Теоретический i, что важно, правовой анализ не был для большинства авторов основной целью. Ни были предметом исследования и отдельные этапы в развитии украинского самоуправления. Поэтому необходимость историко-правового анализа самоуправления, исследования содержания и особенностей отдельных этапов его развития является важной проблемой науки истории государства i права Украины. Начиная с 90-х годов XX в. в украинской юридической науке началось формирование современных взглядов на местное самоуправление. Динамичное развитие этого процесса дает основания утверждать о становлении в Украине самостоятельной науки местного самоуправления, последовательными представителями которой являются: М. Баймуратов, А. Батанов, В. Борденюк, И. Бутко, Н. Воронов, Г. Давыдов, Н. Исаев, В . Кампо, А. Карлов, В. Кравченко, В. Куйбида, М. Корниенко, П. Любченко, М. Орзих, В. Погорилко, М. Пухтинский, А. Фрицкий, М. Шаповал, В. Чушенко и другие ученые. История местного самоуправления является историко-правовой наукой, которая решает проблему сохранения равновесия между историческим и современным в местном самоуправлении, стремится продолжить традиции историко-правовых исследований в рамках современной науки местного самоуправления. С точки зрения практического значения обращение к историческому опыту местного самоуправления является дополнительной положительной возможностью гуманнее, с меньшими потерями осуществлять переход к демократии в современной Украине. Литература

  1. Ведомости Верховной Рады Украины, 1997 — №38. -ст.249.
  2. Батанов А. В. Территориальная община — основа местного самоуправления в Украине. -К., 2001. -С.37.
  3. См: Киселичник В. О предоставлении украинским городам в XIV-XVII вв. пункты. // Право Украины. -1996. -№9.
  4. Кравченко В. Местное самоуправление в истории Украины. // Местное и региональное самоуправления Украины. — М., 1992. — С.22.
  5. Соколюк С. Место самоуправления в государственной администрации // Научный сборник УСУ. — Мюнхен; Львов, 1995. — С.255.
  6. Кампо В. М. Местное самоуправление в Украине. — М., 1997. — С.10.
  7. Bealey F, Democracy in the Contemporary State. — Oxford, 1988. — P.260.
  8. Delcamp A. Les institutions locales en Europe, Paris, 1990, — С.37-38.
  9. Жак Зиллер. Политико-административные системы стран ЕС. — К., 1996. — С.141.
  10. Кампо В. Значение теории местного самоуправления проф. Ю. Панейка для развития концепции самоуправления в суверенном правовом украинском государстве // Республиканец. — 1993. — №3. -С.17-18.
  11. Корниенко М. Государственная власть и местное самоуправление: актуальные вопросы теории и практики // Украинская право. — 1995. 1 (2). — С.68.
  12. Шаповал В. Сущностные характеристики местного самоуправления. // Право Украины. — 2002. — №3. — С.50.
  13. Кампо В. Современные концепции местного самоуправления. // На пути к правовому государству. — Львив. -1992-С.47.
  14. Куйбида В. Чушенко В. Местное самоуправление в Украине. Текст лекций. Львов, 1998. -С.9.
  15. См .: Соколюк С. Профессор Ю. Панейко: Теоретические основы самоуправления. — Мюнхен, 1963. (рецензия).
  16. Елинекъ Г. Общее Учение о государстве. — С. -Петербургъ. -1908-с.464.
  17. См .: Владимирский-Буданов М. Немецкое право в Польше и Литве. — СПб, 1868.
  18. См .: Каманин И. Последние годы самоуправления Киева по магдебурского праву // Киевская старина. — К., 1868. V, XIII-IX; его же — Материалы по истории Киевской городской общины // Университетские известия. — К., 1892; его же: Новые данные для истории киевского Городского самоуправления в XVII в. // Сборник статей по истории права, посвященный М. Ф. Владимирский-Буданов. — К., 1904.
  19. См .: Тарановский Ф. Обзор памятников Магдебурскaго права западнорусских городов литовской эпохи. — Варшава, 1897.
  20. См.: Багалей Д. Магдебургское право на левостороннее Украины. // Разведки о городах и мещанство на Украине-Руси в XV-XVIII вв. — Львов, 1904, — ч. II; его же: Судьба магистратским самоуправления в малоросийских городах XVII-XVIII вв. // Сборник статей в честь М. К. Любавский. — Пг., 1917.