Сопровождение плательщиков налогов в теории и практике управления налоговыми органами

Сопровождение плательщиков налогов в теории и практике управления налоговыми органами Выполнение важной задачи по усилению противодействия уголовно наказуемым нарушением законодательства о налогах субъектами хозяйствования требует совершенствования организации работы государственной налоговой службы (далее — ГНС) Украины и ее специального подразделения — налоговой милиции, деятельность которых направлена на обеспечение финансовой безопасности государства. Это, в частности, вытекает из требований Стратегического плана развития ГНС Украины на период до 2013 года, утвержденного приказом ГНА Украины от 07.04.2003 г... № 160 (с изменение-ми, внесенными приказом ГНА Украины от 29.09.2005 г... № 420), в третьем пункте второго раздела которого отмечается, что создание высокопрофессиональной налоговой службы „ предусматривать чает усовершенствование процедур, обеспечивающих реализацию функций органов ГНС Украины ". По нашему мнению, учитывая ситуацию, что в последнее время сложилась в сфере обеспечения энергетической безопасности государства, первоочередного и стратегически важное значение удоскона ления этих процедур приобрело по реализации функций налоговых органов в топливно-энергетическом комплексе (далее — ТЭК), особенно в угольной отрасли экономики страны, и обуславливает актуальность проведения исследования обозначенной проблемы. В постановлении Верховной Рады Украины „ Об информации Кабинета Министров Украины „ Развитие угольной отрасли Украины и внедрение энергосберегающей модели экономики — путь к обретению энергетической независимости "от 17.11.2006 г... № 373 — V сказано: „ угольная промышленность Украины является одной из важнейших составных частей ее энергетической безопасности, поскольку уголь — единственный энергоноситель, объемы которого потенциально достаточными для практически полного обеспечения потребностей национальной экономики. " Указанное, в свою очередь, обусловливает необходи-мость разработки как краткосрочных, так и долгосрочных программ развития угольной промышленности, предусматривает усовершенствование организационного механизма противодействия налого-ресниц преступности в угольной отрасли ТЭК Украины. Важным элементом этого механизма является сопровождение налогоплательщиков налоговой милицией органов ГНС. Поставив целью исследования вследствие анализа научных публикаций и нормативных актов определить понятие „ сопровождение налогоплательщиков налоговой милицией ", отметим, что сосредоточение внимания на налоговой милиции обусловлено 1. Специальным статусом налоговой милиции в структуре налоговой службы — это вооруженные подразделения налоговых органов, на которые, по Закону Украины „ О государственной налоговой службе в Украине "от 04.12.1990 г... № 509-XII, возложено выполнение оперативно-розыскной, уголовно-процессуальной и охранной функции. 2. Исключительной ролью, которую играет налоговая милиция в борьбе с преступностью в сфере налогообложения. По данным ГУПМ ГНА Украины, только за последние два года, (2004—2005 гг.) Налоговой милицией в этой сфере разоблачено и пресечено более 13,8 тыс. Преступлений, с ее участием обеспечено поступление в бюджеты и государственные целевые фонды около 7,8 млрд грн. 3. Рассмотрение вопроса по совершенствованию организационного механизма сопровождения налоговой милицией налогоплательщиков — предприятий угольной отрасли — как элемента управления — организации эффективной деятельности подразделений налоговой милиции, требует определения понятия „ сопровождение налогоплательщиков налоговой милицией «еще и по другим причинам, которые рассмотрим ниже. Понятие „ сопровождение налогоплательщиков налоговой милицией (налоговыми органа-ми)» достаточно широко применяется в практике управления органами налоговой службы, нормативных актах ГНА Украины, публикациях. Вместе с тем ни в теории управления, ни в управленческой деятельности в органах ГНС четкого определение этому понятию пока не получило. Даже в „ Научном вестнике Национальной академии ГНС Украины "с начала его издания (1997 год) исследованию этого понятия не было посвящено достаточно внимания. Заметим только статьи В. Лысенко, А. Довгого и Л. Самофалова, посвященные этой проблеме. Так, В. Лысенко, рассматривая понятие сопровождения (срок, синонимический срока „ супра — ращения "- авт .), Связывает его с организацией оперативного сопровождения налоговой милицией документальных проверок, осуществляемых налоговыми органами, и рассматривает эту процедуру как форму использования на практике оперативно-розыскных возможностей подразделений налоговой милиции в процессе взаимодействия с другими структурными подразделениями органов ГНС. Другие исследователи — Довгий и Л. Самофалов — хотя и предлагают интересное определение понятия оперативного сопровождения, но трактуют его несколько сужена, только в отношении убыточных предприятий, понимая под этим понятием „ деятельность оперативных подразделений или отдельных работников по отслеживанию с помощью гласных и негласных сил, средств и методов процессов, эт ' связанных с хозяйственной деятельностью конкретных юридических лиц, их руководящего и финансово-хозяйственного состава с целью предотвращения и выявления правонарушений в сфере налогообложения и других нарушений действующего законодательства ". По нормативных актов ГНА Украины, то достаточной четкости и определенности относительно сущности понятия „ сопровождение налогоплательщиков "нет. Если дальше, в хронологическом порядке, проанализировать нормативные акты и другие управленческие документы, которые действовали определенный период времени или действуют на сегодня и, используя термин „ сопровождение ", относятся к сфере управления органами ГНС и государственного регулирования налоговых отношений, то можно увидеть следующее. Да, приказ ГНА Украины „ О внедрении новых подходов в организации работы пидрозди-лов взыскания налоговой задолженности в органах государственной налоговой службы и программ-ного обеспечения АС „ Карточка должника и новая система отчетности в подразделениях принуждения ного взыскания налоговой задолженности "в промышленную эксплуатацию от 01.12.2000 г... № 615 использует указанный срок в контексте „ методическое сопровождение «промышленной эксплуатации подсистем АС „ Карточка должника» (п. 3.3) и „ сопровождение программного обеспечения «при проведении промышленной эксплуатации подсистемы АС „ Карточка должника» (п. 8.4). В п. 4.2 Порядка направления органами ГНС Украины налоговых уведомлений налогоплательщикам, утвержденного приказом ГНА Украины от 21.06.2001 г... № 253 (зарегистрировано в Минюсте Украины 06.07.2001 г... За № 567/5758), срок „ сопровождение «применяется для определения в налоговом органе структурного подразделения, отвечающего за сохранность информации в реестрах налоговых уведомлений, &bdquo, на которое возложены функции по сопровождаемых ния и сохранения баз данных». Другой приказ ГНА Украины — „ Об утверждении Порядка направления органами государств-ной налоговой службы Украины налоговых требований налогоплательщикам "от 03.07.2001 г... № 266 (зарегистрировано в Минюсте 16.07.2001 г... За № 595/5786), определяет этот термин как „ функцию с сопровождение порядка направления органами государственной налоговой службы Украины налоговых требований налогоплательщикам ". П. 1.9 Типового положения о Специализированную государственную налоговую инспекцию по работе с крупными плательщиками налогов (далее — ВПП), утвержденного приказом ГНА Украины от 27.11.2001 г... № 474 (Приложение 1 к приказу), определяет такое понятие, как „ полносервисные налого-ве сопровождение — это специфическая функция, которая присуща исключительно инспекциям по работе с КПН, включает в себя процесс налогового обслуживания и контроля за большую плату ками налогов, начиная с предоставления консультаций при составлении клиентом налоговой отчетности и заканчивая проведением налогового аудита в При обнаружении налоговых рисков "*. В п. 2.1 Типового положения термин „ сопровождение «применяется уже несколько по-другому, в контексте „ скоординированного налогового сопровождения» без определения его сущности. А п. 7.7 этого документа вообще предлагает: „ понимать и внедрять новую форму отношений налоговых органов и налогоплательщиков — налоговое сопровождение крупных плательщиков налогов ". В то же время Приложение 3 к приказу ГНА Украины № 474-2001 г..., &Bdquo; налоговое сопровождение крупных плательщиков налогов "рассматривает как функцию и определяет тридцать два направления ее исполнению не разъясняя различий, существующих в понимании налогового сопровождения как формы и функции. По нашему мнению, относительно двойного тракта ния термина „ сопровождение "по налоговой милиции, то противоречий здесь не должно возникать, если его рассматривать как