Институт парламентского уполномоченного по правам человека в украине

Институт парламентского уполномоченного по правам человека в Украине как важный механизм защиты конституционных прав и свобод человека и гражданина Процесс формирования в Украине демократического общества и правового государства обусловил изменение ценностных ориентиров дальнейшего развития, одним из которых являются права и свободы человека и гражданина. Конституция Украины признала человека высшей социальной ценностью, закрепила широкий перечень прав и свобод человека и гражданина. Важнейшей задачей конституционной реформы на современном этапе ее течения является обеспечение конституционных прав и свобод, создание новых и совершенствование уже существующих механизмов их защиты. Во механизмом здесь понимается совокупность правовых средств защиты прав и свобод, включая в себя систему власти государства, функцией которой является защита прав человека; процедуры такой защиты, а также конституционное право человека на защиту, которое реализуется с помощью государства и по этой процедуре. На данный момент в Украине действует много средств, направленных на охрану прав граждан.
Если вам необходим недорогой vds сервер под собственный стартап, заказывайте на prohoster.info выделенный сервер с ssd диском.
К таковым относятся и административный способ защиты прав (административная жалоба), и судебный контроль, и прокурорский надзор и др. Но деятельность указанных механизмов оказывается недостаточно эффективной в решении данной проблемы, так как она не акцентировано именно на защите прав и свобод человека. Поэтому возникает потребность во внедрении оригинальных и более прогрессивных в этом плане инструментов правозащиты. Ведь чем больше существует действенных механизмов защиты прав и свобод в современном государстве, тем гуманнее данное общество. Таким механизмом, по моему мнению, является институт парламентского уполномоченного по правам человека, известный миру под названием «омбудсмен». «Омбудсмен» — слово шведского происхождения, означает «представитель чьих-то интересов». Но в разных странах этот институт имеет различные наименования: медиатор (Франция), народный правозащитник (Австрия), адвокат народа (Румыния), парламентский комиссар по делам администрации (Великобритания) и др. В государственно-правовом смысле омбудсмен воспринимается как достойная доверия независимое лицо, уполномоченное парламентом на охрану прав граждан и парламентский контроль в форме надзора за всеми государственными органами и должностными лицами, но без права изменения принятых ими решений. Этому институту дала определение Международная Ассоциация Юристов: омбудсмен — это независимое публичное должностное лицо высокого ранга, которая получает жалобы на государственные органы и служащих от пострадавших лиц действует по собственному усмотрению и уполномочена проводить расследования, рекомендовать корректирующие действия и подает ежегодные доклады. История свидетельствует, что необходимость в институте омбудсмена возникает прежде всего тогда, когда существующие институты не осуществляют эффективного контроля в сфере государственного управления и возникает необходимость в дополнительных механизмах защиты прав и свобод граждан. Этот институт якобы «вырастает» из государства и гражданского общества на соответствующей стадии их развития и выступает противовесом гражданского общества на расширение и укрепление сферы государственного вмешательства в жизнь человека и общества. Института омбудсмена присущи следующие качества:

  • сочетание черт государственного и гражданского института;
  • демократичность;
  • отсутствие властных полномочий;
  • нормативно не определен характер отношений омбудсмена с другими органами;
  • авторитет в обществе.
Омбудсмен выполняет роль баланса между противоречивыми общественными интересами; под его влиянием государственная власть становится более отзывчивым к нуждам и запросам членов общества. В большинстве случаев институт омбудсмена согласно концепции разделения властей подчиненный законодательной власти, действует в пределах парламента и считается его вспомогательным органом, назначается паламентом, сотрудничает с ним. В процессе обогащения и универсализации каталога прав и свобод на международном и национальном уровнях соответственно все более ощутимой становится потребность специализации правозащитной деятельности омбудсмена. Внедряется омбудсмен по вопросам равноправия женщин и мужчин (Финляндия), по вопросам национальных и этнических меньшинств (Венгрия), по вопросам защиты прав потребителей и контроля за конкуренцией (Финляндия), по делам обороны, т. е. надзора за положением дел в армии, действиями военной администрации и соблюдением прав военнослужащих (ФРГ, Дания). Вместе с тем в рамках Совета Европы все более популярной становится идея о создании института европейского омбудсмена, основной задачей которого было бы обеспечение равенства и справедливости для всех людей в этом регионе. Но это — общие признаки и тенденции, присущие подавляющему большинству омбудсменов мира. Однако в разных странах организация и методы его функционирования разнообразны. Естественно, что национальные особенности отдельных государств, оригинальные административные и правовые системы обусловливают многообразие форм данной институции. На родине этого института для контроля за соблюдением законодательства шведский парламент абсолютным большинством голосов сроком на 4 года избирает одного или нескольких омбудсменов. На данный момент этот институт включает в себя шеф-омбудсмена, омбудсмена юстиции, омбудсмена, который осуществляет надзор за вооруженными силами и их отношениями с гражданскими структурами, омбудсмена, в функции которого входит надзор за законностью в области социального обеспечения и налогов, омбудсмена по вопросам трудовых и социальных отношений, омбудсмена по обеспечению равенства прав мужчин и женщин, омбудсмена по делам потребителей, омбудсмена по борьбе с этнической дискриминацией. Полномочия шведского омбудсмена достаточно широки. В правозащитном аспекте он осуществляет контроль за различными сферами правосудия и управления. Омбудсмен имеет доступ к любой информации; имеет право присутствия на заседаниях любого государственного органа; имеет право выдвигать обвинения государственным и муниципальным должностным лицам в случаях выявления нарушений прав человека; имеет право ставить вопрос об ответственности судей в случае их злоупотребления своими правами. В Великобритании в настоящее время существует также несколько омбудсменов: парламентский комиссар по административным вопросам; уполномоченный в области охраны здоровья; уполномоченный по контролю за деятельностью местной администрации. Статус омбудсмена в Великобритании приравнивается к статусу судьи высшего суда. Омбудсмен назначается монархом и занимает эту должность до достижения 65 лет. К компетенции парламентского комиссара по административным вопросам входит рассмотрение жалоб граждан на действия или бездействие органов исполнительной власти, если эти действия не могут быть обжалованы в судебном порядке. С целью охраны омбудсмена от большого количества жалоб, рассмотрение которых не входит в его компетенцию, британское законодательство предусмотрело существование так называемого «парламентского фильтра», сущность которого заключается в том, что жалобы омбудсмену направляются не непосредственно, а через членов парламента и только через них. Решение о принятии жалобы к рассмотрению комиссар принимает лично, им же непосредственно избирается порядок проведения расследования, по окончании которого омбудсмен обязан составить отчет, в котором содержатся рекомендации по делу. Данный отчет направляется соответствующему члену парламента, потерпевшему, должностному лицу, которое нарушило права гражданина, и руководителю соответствующего ведомства, который должен сообщить о мерах, которые планируется осуществить для устранения нарушенного права гражданина.