Социальная адаптация освобожденных из мест лишения свободы в порядке амнистии

Социальная адаптация освобожденных из мест лишения свободы в порядке амнистии В условиях современного формирования правового государства одна из важных задач, стоящих перед правоохранительными органами, является решение проблемы социальной адаптации к жизни на свободе уволенных из исправительно-трудовых учреждений. Прежде всего это касается лиц, освобожденных в порядке амнистии. Амнистия — это полное или частичное освобождение от уголовной ответственности и наказания определенной категории лиц, виновных в совершении преступлений. Объявляется она специальным Законом об амнистии, который может приниматься не чаще чем один раз в течение календарного года. Лица, которые подлежат освобождению в соответствии с Законом об амнистии, освобождаются не позднее чем в течение трех месяцев после опубликования Закона об амнистии. Для одних амнистия — это радость возвращения домой, к своим родным, шанс изменить свою жизнь к лучшему; для других — это неизвестность, испытания неустроенностью и одиночеством. Непростая судьба у людей, которые получили клеймо «ранее судимый». Под социальной адаптацией принято понимать «включение лица в социальную среду через получение статуса, места в социальной структуре общества». Процесс становления личности — это процесс его социализации. Ожидается, что амнистия, объявленная с Законом Украины «Об амнистии» от 1 июня 2000 коснется не менее 30 тыс. Человек.
Айди предметов в unturned
Отделив от себя на время эту социальную опасную категорию граждан, общество вынуждено ее принять снова, в очередной раз оказавшись в весьма затруднительной для себя ситуации. Первая трудность, с которой сталкиваются большинство амнистированных — это бытовое устройство, а затем и трудоустройства. В условиях безработицы невостребованными остаются даже высококвалифицированные специалисты. И хотя Законом об амнистии предусмотрено содействие трудовому устройству на работу трудоспособных, самоочевидно, что предпочтение отдается не ем. Поэтому бытовое и трудовое невлаштування толкает их обратно в тюрьму. Согласно ст.5 Закона Украины «О занятости населения» государство обеспечивает дополнительные гарантии трудоспособным гражданам в трудоспособном возрасте, которые нуждаются в социальной защите и не способных на равных конкурировать на рынке труда, в том числе лицам, уволенным с учреждений, исполняющих наказание. Для этого местные Советы народных депутатов бронируют на предприятиях, в учреждениях и организациях до 5% общего количества рабочих мест. Не все бронированные места имеют гарантированный характер. С учетом внесенных в октябре 1994 года в ст.5 Закона Украины «О занятости населения» дополнений, часть 3 этой статьи имеет следующее содержание "В случае проведения на предприятиях, в учреждениях и организациях сокращения численности или штата работников в размере, превышающем 5% общего количества рабочих мест, местные Советы народных депутатов уменьшают или вообще не устанавливают квоты для указанных предприятий, учреждений и организаций ". Понятно, что в условиях повсеместного сокращения штатов и рабочих мест и даже полного закрытия многих предприятий, учреждений и организаций содержание названной статьи дает юридическое основание большинства организаций отказывать в трудоустройстве увольняемым из мест лишения свободы, в том числе и в порядке амнистии и помилования. Учитывая это становится проблемным применения упомянутым законом штрафа в размере средней годовой заработной платы за каждый такой отказ в приеме на работу. В соответствии с проведенной амнистии по закону Украины от 24 июля 1998 «Об амнистии» из учреждений уголовно-исполнительной системы уволено более 38,5 тыс. Человек. За 6 месяцев 1998 из исправительно-трудовых учреждений освобождены 21783 человека. Из них прописано — 14015 (68,7%) и только 8021 (37%) человек трудоустроен. Приведенные статистические данные свидетельствуют, что современное состояние экономического развития Украины, общества в целом негативно влияют на борьбу государства с рецидивной преступностью, на деятельность государства в вопросах социальной адаптации осужденных, освободившихся из мест лишения свободы, в том числе и в порядке амнистии. Лица, отбывшие наказание в местах лишения свободы является наиболее криминогенной категорией населения, так как изоляция от общества влечет за собой ослабление и даже потерю социально полезных связей и многие другие негативные последствия. Личность — это категория, которая отражает социальную сущность человека, его взаимодействие с обществом. Сущность личности социальная. И как бы хорошо ни был поставлен процесс воспитания осужденных в местах лишения свободы, он не может считаться завершенным, поскольку осуществляется в искусственно созданных условиях изоляции человека от общества. Проходит некоторое время, прежде чем уволенный приспособится и привыкнет к условиям жизни на свободе и станет полноценным членом общества. Успех адаптации зависит от многих факторов. Во-первых, от личности самого освобожденного: его мировоззрения, черт характера, температменту, интеллекта, правосознание, нравственности, профессии, трудовых навыков и прочее. Во-вторых, от условий внешней среды, окружающей личность освобожденного: наличие жилья, прописки, семьи, работы. В-третьих, от условий, в которых осужденный находился в исправительно-трудовом учреждении и которые влияют на его поведение в первые месяцы после освобождения: организация трудового процесса, структура коллектива осужденных, воспитательная действие администрации, срок пребывания в учреждении и др. В-четвертых, эффективность контроля за поведением этой категории лиц, тактика деятельности работников милиции. Во многих странах, чтобы помочь человеку быстрее реабилитироваться, правоохранительные органы специально скрывают ее тюремное прошлое. У нас — наоборот: соседей, сослуживцев периодически спрашивают о поведении поднадзорного, напоминая ему в который раз о его прошлом. Процесс адаптации освобожденных из исправительно-трудовых учреждений продолжается обычно в течение трех лет, а подавляющего их части — в течение одного года. Сложный период для адаптации — от трех до шести месяцев. Именно в это время нужно проводить наиболее интенсивную работу по управлению процессом социальной адаптации амнистированных, строгий контроль за их поведением в быту, в общественных местах, по сфере их общения. Осуществление специальных мер в отношении лиц, освобожденных из мест лишения свободы, по словам А. М.Яковлева, — центральный вопрос всей проблемы предупреждения рецидива, однако именно в этой области есть еще много нерешенного. Со времени опубликования этих слов прошло 35 лет. Многие уже сделано для совершенствования постпенитенциарного системы. Большое внимание уделяется этому вопросу и в юридической литературе. В литературе неоднократно высказывалось мнение о необходимости создания специальных общественных организаций для работы с освобожденными. В наше время, несмотря на экономические трудности, назрела конча потребность создать для увольняемых из мест лишения свободы центров социальной адаптации, где в течение первых месяцев после освобождения они смогут проживать и одновременно решать вопросы трудоустройства и жилья. Важно отметить, что центры социальной адаптации должны создавать не органы внутренних дел, а местные органы власти. Хотя именно правоохранительные органы должны быть инициаторами в решении такой незамедлительно дела. Реализация этих мероприятий под эгидой местных органов власти поможет избежать негативных психологических состояний у амнистированных, которые во многих случаях возникают вследствие их нежелание после освобождения обращаться за помощью к работникам органов внутренних дел. Освобожденные из помощью работников центра социальной адаптации постепенно усваивать нормы и правила жизни на свободе, необходимые навыки, утраченные во время отбывания наказания. На создание в Украине специальных центров для освобожденных из мест лишения свободы направлен и Указ Президента Украины «О дополнительных мерах по улучшению деятельности органов внутренних дел и общественных формирований по охране общественного порядка». В нем указано, чтобы "до конца 2000 года решить вопрос о создании в областных центрах, крупных городах, при отдельных колхозах центров социальной реабилитации для лиц, вернувшихся из мест лишения свободы, лиц, не имеющих определенного места жительства, занимающихся бродяжничеством потеряли связи с семьями, а также временных приютов для престарелых, женщин и несовершеннолетних, подверглись притеснениям в семье, заброшенные или оставили семью ". Кроме центров социальной реабилитации существенную роль в решении проблем освобожденных из мест лишения свободы могут играть специальные советы социальной адаптации, фонды социальной помощи, в состав которых могут входить представители государственных, религиозных, общественных организаций и др. У города Броды Львовской области на территории бывшей ракетной базы в 1994 был основан на добровольных началах убежище социальной адаптации для освободившихся из мест лишения свободы. Эффективность его деятельности свидетельствует о необходимости создания таких приютов во всех областях Украины. Литература

  1. Закон Украины «О применении амнистии в Украине» с изменениями от 19.12.1998р. // Российская юстиция. — 1996. — №48. — Ст. 263; 1997. — №6. — Ст. 69.
  2. Зотова О. И., Кряжева И. К. Методы исследования социально-психологических аспектов адаптации личности. — М., 1977.
  3. Милицейский курьер. — 1999. — №10.
  4. Информационный бюллетень Государственного департамента Украины по вопросам исполнения наказаний. — К. — 1998. — №1.
  5. Шмаров И. В. Предупреждение преступлений среди освобожденных от наказания. — М .: Юрид. л-ра, 1973.
  6. Чуфаровский Ю. В. Юридическая психология. — М .: Юристъ, 1995.
  7. Яковлев А. М. Борьба с рецидивной преступностью. — М .: Юрид. л-ра, 1964.
  8. Беляев Н. А. Предмет советского исправительно-трудового права. — Л., 1960.
  9. Указ Президента Украины «О дополнительных мерах по улучшению деятельности органов внутренних дел и общественных формирований по охране общественного порядка» от 16 июня 1999 — №650 / 99.