Сотрудники в управлении предприятиями, учреждениями, организациями, раскрутка в инстаграме

Работники в управлении предприятиями, учреждениями, организациями В условиях реформирования трудового законодательства Украина встает проблема решения вопроса об участии в трудовых правоотношениях таких субъектов права, как трудовые коллективы. Недавно они признавались элементом политической системы общества и им отводилась роль одного из главных участников социалистических общественных отношений.
раскрутка в инстаграме
Но уже сегодня трудовые коллективы постепенно выводят из сферы конституционного права (они лишены права выдвигать кандидатов в депутаты местных советов и претендентов на пост президента), а также трудового права (в частности, они исчезли из числа субъектов коллективных трудовых споров). В то же время в трудовом праве трудовые коллективы все еще фигурируют среди субъектов трудовых и тесно связанных с ними правоотношений. Прежде всего речь идет об их участии в управлении предприятиями, учреждениями, организациями. Эта функция трудовых коллективов определено союзным законом «О трудовых коллективах и повышении их роли в управлении предприятиями, учреждениями, организациями» от 17 июня 1983 года. Однако, несмотря на отдельные новеллы, которые были привнесены этим Законом в трудовое законодательство, он так и остался практически не действующим нормативным актом декларативного типа. К тому же отдельные его положения уже в то время противоречили законодательству, регламентировало права профсоюзов, а потому применение этих положений на практике было довольно проблематичным. Еще больше проблем с реализацией управленческой функции этой социальной общности возникает на этапе перехода к рыночным отношениям, когда трудовые коллективы по своему легальным определением (ст.252-1 КЗоТ) не вписываются в задекларированные трудовым правом принципы защиты интересов наемного труда. Можно было бы перевести эту проблему в плоскость деятельности профсоюзов — именно в главе ХVИ Кодекса законов о труде Украины содержатся нормы, регламентирующие права работников относительно их участия в управлении предприятиями, учреждениями, организациями, но таким образом не решить. Ведь известный союзный закон «О трудовых коллективах и повышении их роли в управлении предприятиями, учреждениями, организациями» и Закон Украины «О предприятиях в Украине» рассматривают участие трудящихся в таком управлении именно как функцию трудовых коллективов. Поэтому, если поставить под сомнение правосубъектность трудовых коллективов, то очевидно, что принимать участие в управлении предприятиями, учреждениями, организациями они уже не смогут. Проблематичной выглядит также участие других законных представителей трудящихся — профсоюзов. Ведь, как справедливо отмечают авторы Научно-практического комментария к законодательству Украины о труде, Конституция Украины признает за гражданами право участвовать в управлении государственными делами, однако прямо не предоставляет права работникам участвовать в управлении предприятиями, учреждениями, организациями. Можно, конечно, руководствуясь принципом «если не запрещено, то можно», попытаться доказать правомерность участия профсоюзов в таком управлении, тем более, что в странах с развитой рыночной экономикой, особенно в современный период работники достаточно успешно привлекаются к управлению делами предприятий. Но в отличие от традиционного в нашем понимании права работников "участвовать в управлении предприятиями, учреждениями, организациями через общие собрания (конференции), советы трудовых коллективов, профессиональные союзы, действующие в трудовых коллективах, другие органы, уполномоченные трудовым коллективом на представительство, вносить предложения по улучшению работы предприятия, учреждения, организации, а также по вопросам социально-культурного и бытового обслуживания "(ст.245 КЗоТ), участие работников в управлении предприятиями на Западе осуществляется на совершенно другой основе и по другим принципам. Итак, рассматривать профсоюзы, на которые, согласно Конституции Украины, возложена защита трудовых и социально-экономических прав и интересов трудящихся как субъектов, по которым работники участвуют в управлении предприятиями, учреждениями, организациями, нет достаточных оснований. К тому же и Закон Украины «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» от 15 сентября 1999 года по главе о правах и обязанностях профсоюзов и их объединений не предусматривает полномочий по участию последних в таком управлении. Однако выясним прежде всего, что нужно понимать под понятием «управление предприятием» и какова роль в его осуществлении отводится нормам трудового права. По определению юридического словаря, социальное управление является функцией общественно организованных систем. Это — влияние на общество с целью сохранения и развития присущих ему качеств. Практически все сферы человеческой деятельности связаны с проблемой социального управления. Управление является своеобразной социальной функцией, а управленческий труд — разновидность общественного труда. В зависимости от классификационных признаков существует много видов социального управления: государственное и общественное, коллегиальное и единоличное, управления сферой общественной жизни, отрасли промышленности, предприятием, фирмой, учреждением и тому подобное. Таким образом, управление вполне правомерно явление. Поэтому проследим, как оно осуществляется в соответствии с действующим законодательством и как при этом выглядит участие работников (трудового коллектива) в таком управлении. Как указано в ст.14 закона «О предприятиях в Украине», управление предприятием осуществляется в соответствии с уставом на основе сочетания прав собственника по хозяйственному использованию своего имущества и принципов самоуправления трудового коллектива. Итак, система управления предприятием должна быть предусмотрена в уставе каждого предприятия и определяет ее сам владелец, утверждая устав. Для определенных организационно-правовых форм предприятий законодательство предусматривает соответствующую структуру органов управления. Так для акционерных обществ высшим органом предусмотрено общее собрание акционеров, для обществ с ограниченной и дополнительной ответственностью — собрание участников, для производственных кооперативов — общее собрание членов кооператива. Установлено законом и систему исполнительных органов управления, которыми, соответственно есть — правление (или другой орган), дирекция или правления кооператива. На государственных (казенных) и частных предприятиях, созданных не у форме хозяйственных обществ структуру органов управления определяет сам владелец, наделяя их в соответствии с уставом управленческими полномочиями. Подчеркнем, что функция управления предприятием, закреплена в законе «О предприятиях в Украине», которая базируется на праве собственника по хозяйственному использованию своего имущества на этом, собственно, и заканчивается. Все дальнейшие действия по поводу управления предприятием, как хозяйствующим субъектом, как юридическим лицом осуществлять органы (должностные лица), избранные или назначенные в соответствии с правилами указанных в уставе предприятия. Другое дело, когда владелец, утверждая устав, функции управления может взять на себя, однако в этом случае он будет действовать уже не как собственник предприятия (таким после государственной регистрации становится юридическое лицо), а как орган управления созданного им предприятия. Вернемся к вопросу о разграничении предприятия как имущественного комплекса и предприятия как юридического лица. Доминирующая в советское время концепция о предприятии как о субъекте правоотношений, которая была положена в основу закона «О предприятиях в Украине» (см. 1 Закона), не согласуется со многими другими его статьями этого закона, в которых говорится о владельце предприятия. То есть, если исходить из словосочетания «владелец предприятия», то очевидно, что о предприятии можно говорить лишь как об объекте права собственности, а не как о субъекте правоотношений. И именно таких позиций придерживаются создатели проекта Гражданского кодекса Украины. Именно так трактуется предприятие правовыми системами большинства развитых стран мира. Поэтому управление предприятием как имуществом (имущественным комплексом) тоже предполагается в законодательстве и отнесено к полномочиям собственника. Однако такие полномочия касаются тех владельцев, которые не являются физическими лицами, а тех, которые выступают субъектами права собственности только на основании закона (так называемых фикций) — юридических лиц, государства, народа.