Современные требования к профессорско-преподавательского состава высших учебных заведений часть 2

Аудитория прощает преподавателю многое, но не незнание своей дисциплины. При этом чем глубже знания, шире кругозор и всесторонняя научная образованность, тем более отражается сила воспитательного воздействия на слушателей. Самый высокий уровень педагогического мастерства заключается в том, что за отведенное время педагог достигает оптимальных результатов. Вместе с тем необходимо отметить, что для повышения профессионального уровня педагога не достаточно быть хорошим специалистом. Необходимо иметь психолого-педагогические знания, на которых базируется учебно-воспитательный процесс и формируются профессиональные качества педагога. Опросы опытных преподавателей позволяет определить основные профессионально необходимые качества педагога: 1. Глубокое знание дисциплины, которую преподает. 2. Уверенность. 3. Высокая методическая подготовка. 4. Широкая эрудиция, высокий уровень научно-педагогической подготовки. 5. Коллективизм, уважение к людям, их понимание, правдивость, доброжелательность. 6. Требовательность, принципиальность и ответственность. 7. Организованность, дисциплинированность. 8. Простота, доходчивость и культура речи. 9. Объективность, добросовестность, честность. 10. Тактичность, высокая общая и педагогическая культура. 11. Умение управлять аудиторией.

интернет магазин запчастей
Однако оценка деятельности преподавателя будет неполной без учета мнения слушателей. Результаты опроса свидетельствуют о том, что наши подчиненные предпочитают Во-первых — профессиональной компетентности (владение необходимыми знаниями по дисциплине, глубина знаний). Во-вторых — педагогической мастерства; стремлению вызвать интерес к дисциплине, доступности в преподавании материала, четкости и прозрачности преподавания, грамотности речи, умению учитывать реакцию аудитории. В-третьих — личным качествам (образованность, воспитанность, общекультурный уровень, характер). Одно из самых весомых мест в деятельности преподавателя занимает проблема педагогического общения. Обучение — это не механическая передача знаний, а сложные человеческие взаимоотношения. В деятельности преподавателя общения способствует успешному решению учебно-воспитательных задач. Педагог должен быть инициатором общения и должен уметь организовать и управлять им. Общаясь со студентами, преподаватель всегда стремится к установлению взаимопонимания с ними. Благодаря этому он создает наиболее благоприятные социально-психологические предпосылки для педагогического воздействия на них. Поддержание педагогически целесообразных взаимоотношений между преподавателем и студентом является одной из важных социально-психологических условий повышения влияния личности преподавателя на студента. Успех обучения, воспитания и всего педагогического процесса в целом зависит главным образом от того, какие отношения складываются между ними. Эти взаимоотношения характеризуются тремя особенностями. В познавательном плане они проявляются в знании преподавателем и студентом установленных правил взаимоотношений, в их суждениях друг о друге, в эмоциональном — чувством симпатии или антипатии, напряжения или облегчение; их динамико-волевая сторона выражается стимулирующим и активизированным влиянием человеческих взаимоотношений на учебную деятельность слушателей. В усилении влияния личности преподавателя на слушателей важная роль принадлежит культуре его общения, в которой конкретно выражается личность педагога и его качества. Для обеспечения высокой культуры общения преподавателю необходимо владеть многими хорошо развитыми профессиональными качествами. Главными из них являются доброжелательность, отзывчивость, вежливость, умение выслушать, понять собеседника, найти правильный тон общения, способность помочь. Именно они больше всего влияют на слушателей, мобилизуют их внутренние силы на активную работу над собой. Таким образом, культура общения преподавателя выражается в выявлении всей совокупности его личных и профессиональных качеств и ощутимо отражается на уровне подготовки будущих специалистов. Эффективность воздействия преподавателя в большинстве определяется и тем, насколько у него развиты педагогическая этика и тактичность. Этика предполагает наличие у преподавателя таких качеств, как ответственность, справедливость, порядочность, честность, скромность. В основе педагогического такта лежит характер преподавателя, который позволяет ему не только целенаправленно и активно воздействовать на слушателя для достижения поставленной цели, но и воздерживаться от вредной и преждевременной действия. Таким образом, влияние личности преподавателя на студента — это тяжелый социально-психологический процесс целенаправленной, организованной взаимодействия, диалектически развивается с целью привития им профессионально необходимых качеств будущего специалиста. Подготовка и повышение квалификации преподавателей должна носить многоступенчатый, многоаспектный и непрерывный характер. Для успешного решения этих задач необходимы действующие центры повышения квалификации, которые должны стать в первую очередь центром научно-педагогических исследований, обобщений накопленного отечественного и зарубежного опыта внедрения инноваций в сфере высшего образования. Подытоживая вышесказанное, отметим, что в решении задач реформирования образования главная и ведущая роль должна принадлежать преподавателю. Он был и остается центральной фигурой учебно-воспитательного процесса. От его профессионального и научного уровня зависит качество обучения и воспитания будущих специалистов. Чем выше научно-методический потенциал профессорско-преподавательского состава, тем выше качество подготовки специалистов, владеющих современным творческим мышлением. Как никогда приобретают актуальность слова выдающегося педагога прошлого века К. Д.Ушинского: «Учителю надо быть таким, каким он хочет видеть своих воспитанников». Литература 1. Конституция Украины от 28 июня 1996 // Ведомости Верховной Рады Украины. — 1996. -№30. — С141. 2. Национальная доктрина развития образования Украины // Образование Украины. — № 33, 23 апреля 2002 — С 4-6. 3. Кремень В. Г. Образование в Украине: Доклад министра образования и науки в Украине на II Всеукраинском съезде работников образования и науки // Образование Украины. -№47, 12 октября 2001 — С .4-6. 4. Смирнов С. Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности: Уч. пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. — М .: Академия, 2002 — 304 с. 5. Текущий архив ХИРУП cnp . 5, арк.19. 6. Текущий архив ХИРУП, д. 9, арк.12. 7. Дарманский М. М. Структурно-функциональный анализ содержания деятельности региональных органов управления образованием: Научно-практическое пособие. — Киев: Будущее, 1997. — 382 с