Состояние, проблемы и перспективы развития таможенного дела в украине

Обустройство государственной границы, начатое десять лет назад, продолжается и сегодня. Ведь таможня всегда была и остается государственной структурой, которая первой формирует мнение иностранцев о государстве и его граждан. По своей сути является своеобразным лицом страны, ее официальным воротами. Именно надлежащим обустройством границы государство подтверждает свой уровень цивилизованности и экономической защищенности. За десять лет работы Гостаможслужба стала не только одним из основных исполнителей законодательства по таможенным и внешнеэкономическим вопросам, но и существенным источником формирования доходной части Государственного бюджета Украины. С 1995 года, когда Службой было перечислено в Госбюджет 340 млн грн, вклад таможенников вырос в 26 раз — в 9020000000 гривен в 2000 году. В 2001 году ежемесячно Гостаможслужбой направляется в бюджет около одного миллиарда гривен. Начиная с 1997 года, Гостаможслужба ежегодно увеличивает объем перечислений в среднем в полтора раза. Удельный вес вклада таможенных органов в общий фонд бюджета за пять последних лет увеличился почти в 10 раз — с 2,8% от всех поступлений доходной части Государственного бюджета в 1995 году до более 27% — в 2000-м. Усилия руководства, центрального аппарата Гостаможслужбы, таможенных органов на местах концентрируются, прежде всего на решении актуальных проблем, связанных с дальнейшим развитием таможенного дела в государстве. Одним из важнейших направлений в деятельности Гостаможслужбы противодействие контрабанде и нарушением законодательства в сфере внешнеэкономических связей.
инверторный или не инверторный кондиционер
От состояния дел на этом направлении зависит не только экономическая безопасность государства и эффективность мер таможенно-тарифного регулирования, но и стабилизация отечественного производства, создание благоприятных условий для его экономического роста. Таможенными органами в среднем ежедневно оформляется свыше 170 протоколов о нарушении таможенных правил на общую сумму почти 2700000 грн. Еженедельно таможенными органами нарушается 8-9 уголовных дел общей стоимостью около 3600000 грн. За прошлый год всего принято уголовных и административных дел на общую сумму 1 млрд 56 млн грн, изъято около 3,3 тонны наркотиков, десятки килограммов золота, серебра, драгоценных и полудрагоценных камней. На «горячем» задержали 314 наркокурьеров. Вдвое, по сравнению с 1999 годом, возросло количество случаев задержания исторических и культурных ценностей. В целях усиления противодействия незаконному ввозу и реализации товаров не только силовыми, но и экономическими методами в Украине начато строительство единой общегосударственной системы контроля, сделает невозможным реализацию на внутреннем рынке незаконно ввезенных товаров. Одним из первых шагов в этом деле стало принятие Правительством Украины в октябре 2000 года Программы противодействия контрабанде и реализации на внутреннем рынке незаконно ввезенных товаров на 2000—2001 годы, активным инициатором разработки которой выступила Гостаможслужба. Важной составляющей общегосударственной системы контроля есть и разработана Гостаможслужбой система контроля за доставкой грузов в таможни назначения. Эту уникальную для стран СНГ систему таможенная служба Украины поэтапно внедряет, начиная с 1999 года, с целью решения проблемы недоставки грузов в таможни назначения. Система эффективно выявляет нарушителей действующего законодательства, чтобы избежать уплаты в госбюджет надлежащих платежей, прибегают к так называемому «утопления» грузов. Система базируется на предварительном оформлении субъектами внешнеэкономической деятельности заявки о перемещении груза, информация о котором передается через ведомственную сеть спутниковой связи (а это почти 250 наземных станций). Таможенники не пропустят товар на территорию Украины, прежде чем в пункте пропуска на границе не будет получено сообщение из Единого банка данных таможенной информации о его получателя на территории Украины, а также о том, что получатель заявил таможенным органам об ожидании этого груза: какой это товар , его количество, стоимость и т. п... Сейчас системой контроля за доставкой грузов охвачены все виды перемещений автомобильным транспортом. С введением такой системы в действие произошел качественный рывок в решении проблемы доставки грузов. Если в 1998 году — до введения системы контроля — с каждой тысячи отправлений ни были доставлены более 10 партий грузов, то к концу 2000 года при общем количестве отправлений даже большей, чем в 1998 году, количество недоставленных партий грузов уменьшилась почти в 6 раз. Работа по внедрению системы контроля за перемещением грузов под таможенным контролем продолжается. С декабря 2000 года начато очередной этап внедрения системы — контроль за транзитом товаров железнодорожным транспортом по таможенной территории Украины. Планируется в 2001 году ввести эту систему контроля в полном объеме. Государственная таможенная служба обеспечивает выполнение законодательства по таможенным и внешнеэкономическим вопросам, ведет значительную законотворческую работу. Ею был разработан Таможенный кодекс Украины, принятый в 1991 году Верховной Радой Украины. При активном участии Гостаможслужбы велась работа и над принятым в 1992 году Законом Украины «О Едином таможенном тарифе», а также Законом «О таможенном тарифе», который утвержден в этом году. Все эти документы заложили правовые основы для осуществления таможенного дела и урегулирования внешнеэкономической деятельности. Значительным достижением Службы по законотворческой работе стал проект нового Таможенного кодекса, который находится сейчас на рассмотрении в Верховной Раде Украины. Принятие нового Кодекса, ожидаемого не только таможенниками, но и субъектами внешнеэкономической деятельности и гражданами, играет важную роль в дальнейшем развитии таможенного дела в Украине. Этот проект получил высокую оценку у специалистов Всемирной таможенной организации, Всемирной торговой организации и Генерального директората Европейского Сообщества. Проект тщательно изучался, и в некоторых странах СНГ его использовали как базис для построения национального таможенного законодательства. Это еще раз подтверждает его универсальность, прогрессивность, направленность не только на решение проблем современности, но и на перспективу. Важным направлением, на котором сосредотачиваются усилия Гостаможслужбы, является упрощение, гуманизация, ускорения процедур таможенного оформления и контроля. В этом направлении много сделано и делается. В частности, 22 марта 2001 года Кабинетом Министров Украины принял разработанную Гостаможслужбой постановление, согласно которому граждане, въезжающие в Украину, осуществляется только в устной форме декларирования предметов, объемы которых не превышают нормы налогообложения или не подлежат обязательному декларированию. В прошлом году введен в действие разработанный Гостаможслужбой вместе с Нацбанком новый порядок перемещения через границу Украины валюты. В частности, предусмотрено устное декларирование при перемещении через границу Украины платежных карточек банковских систем, а также иностранной валюты, если ее сумма не превышает эквивалент 1000 долларов. Уже на протяжении 5 лет в некоторых пунктах пропуска Украины действует двухканальная система таможенного оформления граждан по принципу «зеленого» и «красного» коридоров, позволяет законопослушным гражданам без заполнения таможенной декларации быстро и в упрощенном порядке проходить таможенный контроль. Сначала такая технология была введена в аэропортах «Борисполь», «Симферополь», «Одесса», «Харьков», «Днепропетровск», а впоследствии и на автопереходов «Рава-Русская», «Краковец», «Шегини», «Ягодин», «Устилуг», «Чоп». С 1999 года принцип «зеленого» коридора вводится Гостаможслужбой и по добросовестных субъектов внешнеэкономической деятельности. Тем субъектам, которые не имеют задолженности по внешнеэкономическим операциям и по налогам в бюджеты, нарушений таможенного и налогового законодательства, предоставляется благоприятный режим прохождения таможенного контроля: к товарам, перемещаемых ими при проведении импортных операций, не применяются некоторые меры нетарифного регулирования.