Состав судебных издержек в уголовном процессе украины — реалии и перспективы

Состав судебных издержек в уголовном процессе Украины: реалии и перспективы Развитие Украинского государства сегодня находится на этапе коренного реформирования практически всех сфер общественной жизни. Не обошел процесс реформирования и правовой системы Украины. Происходит реформирование судебной системы, прокуратуры, разрабатываются проекты законов и кодексов почти в каждой отрасли права. Реформируется и уголовно-процессуальное законодательство: в него вносятся существенные изменения и дополнения, кроме того, подготовлен уже четвертый вариант проекта нового Уголовно-процессуального кодекса Украины. На фоне такого сплошного реформирования возникает острая необходимость уделить соответствующее внимание небольшом, но чрезвычайно важном института уголовного процесса — судебным расходам. Важность этого института прежде всего проявляется сегодня в связи с экономическими трудностями, которые переживает наше общество, когда любая деятельность опирается на материальную основу, а судебные издержки составляют определенную долю материальных затрат, которые несут правоохранительные органы в процессе своей деятельности. Такая ситуация требует от юристов нового, нестандартного подхода к анализу проблемы судебных расходов, который следует учитывать при подготовке проекта УПК.
секс шоп санкт-петербург
В действующем УПК Украины судебным расходам посвящены лишь три статьи: 91, 92,93. Научных исследований этой проблемы, как бывших советских и современных, очень мало и все они, в основном, несколько устарели. Среди них можно выделить только статьи Н. А.Сидоровои, В. Недвиженко и Н. Мазуркевич и Л. Шохы, в которых проблема судебных расходов анализируется с позиции новых подходов. Однако, как представляется, и эти работы не касаются или не решают важных проблем, касающихся судебных издержек и актуальны сегодня. Одной из этих проблем является проблема состав судебных расходов. В чем же она заключается? Ответ на этот вопрос можно получить, проанализировав ст.91 УПК Украины, которая определяет состав судебных расходов. Согласно этой статье судебные расходы состоят: 1) из сумм, выданных и должны быть выданы свидетелям, потерпевшим, экспертам, специалистам, переводчикам и понятым; 2) с сумм, потраченных на хранение, пересылка и исследование вещественных доказательств; 3) из других расходов, которые сделали органы дознания, предварительного следствия и суд при производстве по данному делу. Поверхностный анализ этой статьи порождает как минимум два вопроса. Первое из них — это за суммы, выданные и должны быть выданы свидетелям, потерпевшим, экспертам, специалистам, переводчикам и понятым? Второе — что представляют собой другие расходы, сделали органы дознания, предварительного следствия и суд при производстве по данному делу? Чтобы получить ответ на первый вопрос, необходимо обратиться к Инструкции "О порядке и размерах возмещения расходов и выплаты вознаграждения лицам, вызываемых в органы дознания, предварительного следствия, прокуратуры, суда или в органы, в производстве которых находятся дела об административных правонарушениях и выплаты государственным научно-исследовательским учреждениям судебной экспертизы за выполнение их работниками функций экспертов и специалистов "(далее — Инструкция), утвержденной постановлением Кабинета Министров Украины от 1 июля 1996 №710. Из нее следует, что суммы эти состоят из вознаграждения, выплачиваемого вышеперечисленным лицам за отрыв от обычных занятий, если они не являются работниками предприятий, учреждений или организаций, а если указанные лица проживают в другом населенном пункте, — стоимости проезда к месту вызова и обратно , расходов связанных с наймом жилого помещения и суточных, стоимости экспертизы — себестоимости проведенной работы (заработная плата, оплата командировочных, стоимость материалов, накладные расходы), а также рентабельности в пределах 25% себестоимости, если она проводилась экспертами научно-исследовательских учреждений судебной экспертизы и вознаграждения, выплачиваемого экспертам, специалистам и переводчикам. Ответ на второй вопрос содержится в постановлении Пленума Верховного Суда Украины №11 от 7 июля 1995 «О возмещении расходов на стационарное лечение лица, пострадавшего от преступления и судебных расходов». Согласно п.9 этого постановления, в других судебных расходов (п.3 ст.91 УПК) следует относить расходы, связанные со сбором и исследованием доказательств по делу, а именно: на возмещение стоимости вещей, испорченных или уничтоженных в процессе воспроизведения обстановки и обстоятельств события или проведения экспертизы; на оплату лицам, приглашаются при проведении опознания (кроме обвиняемых и подозреваемых); на оплату работ по эксгумации трупа и тому подобное. Однако эти разъяснения проблемы полностью не решили. Так помощник прокурора Орджоникидзевского района города Харькова Л. Шоха считает, что все расходы, понесенные органы дознания, предварительного следствия и суд в производстве по тому или иному делу, являются судебными издержками и должны, согласно ст.93 УПК Украины, взиматься с осужденных человек. Поскольку ст.91 УПК не исключает из числа судебных расходов сумм, выплаченных в качестве заработок работникам правоохранительных органов, то эти суммы также, по его мнению, должны взыскиваться с осужденных. Однако заработную плату работников правоохранительных органов нельзя относить к судебным издержкам, поскольку они являются государственными служащими, выполняющими свои обязанности в деле обеспечения законности и правопорядка, а не только занимаются расследованием преступлений, причем делают это не все работники этих органов и получают за это соответствующую заработную плату. Отнесение заработной платы правоохранителей в состав судебных расходов превратило бы их из государственных служащих на предпринимателей и создало бы условия для злоупотреблений этих лиц с целью увеличения своей заработной платы, что недопустимо. Стоит отметить, что имеющегося нормативного определения состава судебных расходов недостаточно для ситуации, сложившейся сегодня, когда действительное положение дел значительно опередил пределы своего правового регулирования. Сейчас, когда значительную часть государственных предприятий, учреждений, организаций, так или иначе причастных к расследованию преступлений, заменили частные и коллективные, возникли новые расходы, связанные с осуществлением производства по делу, которые были бы просто безосновательно относить в состав судебных расходов, поскольку судебные издержки в целом — это расходы, связанные с расследованием преступления, совершенного лицом, которое суд признал виновным в его совершении, и было бы вполне справедливо, если бы это лицо компенсировала такие расходы. Более того, следует отметить, что в зарубежном уголовно-процессуальном законодательстве состав судебных расходов определяется значительно шире и точнее, чем в украинском, что также свидетельствует о несовершенстве украинского законодательства о судебных расходах. Для подтверждения изложенного можно привести пример правового регулирования состав судебных расходов в других государствах. Прежде остановим внимание на Российской Федерации, правовая система которой наиболее подобна украинской. Состав судебных расходов в действующем УПК РФ предусмотрен в ст.105. Он не намного отличается от того, что предусмотрено в украинском КПК. Хотя надо признать положительным тот момент, что в российском законе к судебным издержкам отнесены суммы, выплаченные защитнику, который принимал участие в производстве дела по назначению, без заключения соглашения с клиентом. Пожалуй, это справедливо, учитывая, что судебные расходы — это расходы, связанные с осуществлением производства по делу, которые взимаются с осужденного, а в отдельных случаях зачисляются на счет государства. Учитывать надо и то, что расходы эти сначала покрывает государство в лице органов дознания, предварительного следствия, суда или управления юстиции в связи с осуществлением производства по делу, а также и потому, что было бы несправедливо, если бы государство оплачивало работу адвоката, защищавший лицо, признанное судом виновным в совершении преступления. Кроме того, отметим, что в Российской Федерации также готовится новый УПК и уже подготовлено три его проекты, в которых вопросу состав судебных расходов уделено значительно больше внимания, чем в действующем кодексе. Из этих проектов наибольшее внимание заслуживает проект, подготовленный рабочей группой Министерства юстиции Российской Федерации, в котором судебным расходам посвящена гл. 15, а названные расходы именуются «процессуальными издержками».