Имплементация норм международного права в национальное законодательство

Имплементация норм международного права в национальное законодательство Вопросам имплементации норм международного права Украина уделяет внимание с начала своего развития как самостоятельного государства. Они нашли отражение уже в Декларации «О государственном суверенитете Украины» от 16 июля 1990 согласно которой Украина признает приоритет общепризнанных норм международного права над нормами внутригосударственного права. Закон Украины «О действии международных договоров на территории Украины» от 10 декабря 1991 установил, что только заключенные и надлежащим образом ратифицированные Украиной международные договоры составляют неотъемлемую часть национального законодательства Украины и применяются в порядке, предусмотренном для норм национального законодательства. Развивая это положение, Закон «О международных договорах Украины» от 22 декабря 1993 (далее — Закон) детализирует процесс имплементации норм международного права с учетом требований Венской конвенции о праве международных договоров 1969 (далее — Конвенция).
дешевые авиабилеты акции авиакомпаний скидки
Статья 5 Закона регулирует вопросы полномочий на подписание международного договора Украины, и, в частности, предоставляет Президенту Премьер-министру и министру иностранных дел Украины право вести переговоры и подписывать международные договоры Украины без специальных полномочий. Используя положение в 11 Конвенции, Закон определяет виды предоставления окончательного согласия на обязательность международных договоров Украины (утверждение; присоединения или принятия; подписания) и соответствующие им процедуры (издание указов, законов, постановлений). Конституция Украины 1996 года (далее — Конституция) не только окончательно устанавливает силу международных договоров, согласие на обязательность которых предоставлено Верховной Радой Украины, но и является решает вопрос о международных договоров, противоречащих Конституции. Согласно ст. 9 их заключение возможно лишь после внесения соответствующих изменений в Конституцию. В соответствии со ст. 13 Закона Украины «О Конституционном Суде Украины» от 16 октября 1996 предоставлении заключения относительно соответствия Конституции действующих международных договоров Украины или тех международных договоров, которые вносятся в Верховную Раду Украины для дачи согласия на их обязательность, отнесено законодателем к компетенции Конституционного Суда. Имплементация как процесс трансформации (введение) норм международного права в национальное законодательство играет существенную роль в правовом обеспечении курса Украины на международное сотрудничество. В этом аспекте одним из определяющих факторов является состояние выполнения Украиной обязательств перед Советом Европы (далее — РЭ) в соответствии с требованиями Заключения Парламентской Ассамблеи СЕ № 190 (1995) (далее — Заключения), которые направлены на системную имплементацию принципов и стандартов РЭ и касаются именно ключевых направлений конституционно-административной и судебно-правовой реформы и ключевых европейских договоров, членство в которых обеспечивает основу для интеграции государства в европейское правовое пространство. Что касается содержания выполнения Украиной указанных выше обязательств (не затрагивая вопрос соблюдения сроков) следует отметить следующее. В соответствии с п. 11 Заключения в Украине осуществляется значительное реформирование внутреннего законодательства. В частности, уже приняты новая Конституция; «Основы государственной политики в области прав человека», новый Уголовный Кодекс, новые законы «О выборах народных депутатов Украины», «О политических партиях в Украине», "О судоустройстве в Украине» и изменен Закон Украины «О Прокуратуре» базируются на фундаментальных принципах СЕ: верховенства права, плюралистической демократии и уважения к правам человека. На заключительном этапе доработки находится новый Гражданский Кодекс. На разных стадиях принятия — другие законопроекты, в частности, новые Уголовно-процессуальный и Гражданско-Процессуальный Кодексы. Действующим УПК и ГПК внесены существенные изменения с целью временного решения вопроса согласованности их положений нормам нового законодательства в сфере судебной реформы. Однако названные преобразования недостаточно обеспечены механизмами их реализации. Так, введенный в Украине еще в 2001г. институт пожизненного содержания преступников до сих пор никак не регламентирован. В настоящее время Украина подписала все международно-правовые документы в соответствии с требованиями Заключения и подавляющее большинство из них ратифицировала. Среди них, в частности, Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод (далее — Европейская конвенция), Первый протокол и протоколы № 2, 4, 7 и 11 к ней. С ратификацией этих международно-правовых документов Украины признала юрисдикцию Европейского суда по правам человека (далее — Европейского суда). Таким образом, на повестку дня деятельности судов Украины было принято в качестве вопросы применения норм Европейской конвенции, так и практическое использование решений этого суда. И хотя практика применения конвенционных норм и использование решений Европейского суда национальной судебной сис-темой еще находится в стадии становления, все же суды Украины вплотную подошли к их использованию, а некоторые и до применения прецедентных решений Европейского суда по правам человека. Так, судебная коллегия Николаевского областного суда впервые в Украине при рассмотрении кассационной жалобы по гражданскому делу руководствовалась положениями ст. 10 Европейской конвенции и прецедентным решением Европейского суда по делу Лингенс против Австрии. Рассматривая вопрос создания действенного механизма имплементации международно-правовых норм в национальное законодательство, необходимо, прежде всего, решить следующие проблемы: разработка и принятие базового законодательства о международно-правовые нормы в Украине; разработка и принятие законодательства, регулирующего деятельность правоприменительных органов в соответствии и с использованием норм международного права; систематизация и активное внедрение в общественные отношения норм международного права. Разработка и внедрение эффективного механизма имплементации норм международного права в национальную правовую систему будет способствовать не только реализации курса Украины на международную интеграцию. Во-первых, это может дать мощный импульс развитию национального законодательства и, во-вторых, — будет способствовать повышению международного авторитета украинской юридической науки и активному привлечению ее к решению глобальных правовых проблем, которые составляют предмет интересов международного сообщества. Литература А. Кривенко, студент Киевского национального университета имени Тараса Шевченко