Современные требования к профессорско-преподавательского состава высших учебных заведений

Современные требования к профессорско-преподавательского состава высших учебных заведений и пути повышения его профессионального уровня Известно, что развитие образования во многом определяет будущее общество. Образование формирует человека вооружает его знаниями, воспитывает гражданские качества, умение думать и работать, общаться и отдыхать, принимать участие в общественной жизни и в то же время быть индивидуально неповторимой личностью. Какие же главные потребности определяют парадигму развития образования в XXI веке? По мнению ученых, будущее будет эрой информационных технологий, глобальной компьютеризации, распространения системного программирования, широкого использования микропроцессоров, микроэлектроники, лазерной техники и светопроводных линий связи. Универсального значения вступят компьютерные способы принятия решений, телекоммуникационные компьютерно-исследовательские и экспериментальные системы, кабельное телевидение с обратной связью, телесистемы с двусторонней взаимодействием, способные передавать видеофаксимильни данные.

обряд экзорцизма
Будут открыты новые источники энергии. Все это изменит ритм и стиль общественной и индивидуальной жизни человека. Оно станет более интенсивным, индивидуально ответственным, творческим. Жизнь потребует интеллектуальной личности, базовым компонентом духовного мира которой станут именно фундаментальные знания и способность к самообразованию в контексте растущего информации. Последнее обусловливает первую и главную тенденцию образования — фундаментализацией основанный на новейших научных достижениях, интегрированной информации и новейших педагогических технологиях. Следующая, не менее важная тенденция — гуманизация образования. Гуманистически направленной и определенной может считаться только та образовательная деятельность, в которой преподаватель сможет не просто ознакомить, но и убедить слушателя в нравственности и жизнеспособности именно гуманистических интересов. «Человек — мера всех вещей» — это знаменитое высказывание античного философа Протагора дошел до нас через тысячелетия. Дошел первая теоретическая установка гуманизма, но не более. «Мера» человека и человечности очень трудно внедряется в практику. Не является исключением и практика обучения и воспитания. Излагая конкретную учебную дисциплину, преподаватель порой замыкается на ее предметности, забывая при этом о человеке. В результате этого интеллектуально подготовленный человек может выйти в жизнь «злым гением». Предотвратить это можно только добром, точнее, образованием и воспитанием человека в духе гуманистических фундаментальных ценностей. В связи с этим гуманизация образования является не только необходимостью, но и необходимым условием цивилизованного вхождения человечества в XXI век. Внешний мир меняется на наших глазах. На передний план выходит взаимосвязь и взаимообусловленность мирового порядка. Как способ организации власти, всей общественной жизни, внутреннего состояния и мировоззрения утверждается демократия — ведущая характеристика будущего. Эта характеристика стиля жизнедеятельности ставит новые требования к человеку как личности. Ведущей из них является требование учиться жить в условиях демократии. В XXI веке образование должно стать своеобразной школой демократии. А это, в свою очередь проявляет еще одну тенденцию развития образования — демократизацию. Таким образом, основными стратегическими направлениями модернизации образования следует считать — фундаментализацию; — гуманизацию; — демократизацию. Для выполнения Указа Президента Украины Министерством образования и науки совместно с Академией педагогических наук разработана Национальная доктрина развития образования Украины, основной целью которой является качество образования. Качественное образование должно удовлетворить те требования, которые предъявляет к каждой личности быстро меняющееся общество. Современное содержание качества образования многокомпонентный. Основными составляющими его являются: . получение новых знаний на протяжении всей жизни; . применение современных педагогических технологий; . техническая и технологическая обеспеченность учебного процесса;.мовна политика; . создание мощной информационной базы учебно-воспитательного процесса; . национальное и общественное воспитание; . научное обеспечение функционирования и модернизация образования. Какие же пути реализации этих составляющих, задачи и проблемы сегодня стоят перед нами? В условиях информационного общества самооценка знаний меняется. Знания, которые получаются в средней и высшей школе, очень быстро стареют. Учебные программы перепрацьовуються каждые 2-3 года и, несмотря на это, всегда отстают от современных требований. Учебные пособия обречены быть отстающими по сравнению с развитием знаний. Классические технологии обучения становятся уже практически невозможными для использования, так как не позволяют в полной мере использовать достижения в области информационных технологий. Мир вступает в информационную эпоху. Поэтому приоритетным становится получения образования в течение всей жизни. Отсюда вывод: мы должны переориентировать учебный процесс на формирование у студентов желание и умение самостоятельно овладевать знаниями из различных источников информации, выработать умение критически мыслить. Реформирование системы образования невозможно без внедрения современных педагогических технологий, которые представляют собой системный метод проектирования, применения и оценивания всего процесса обучения и усвоения знаний, учета человеческих и технических ресурсов, взаимодействия между ними для достижения эффективной формы образования. Педагогическое проектирование — одна из важнейших сторон деятельности преподавателя вуза. Оно состоит из изучения плановых документов; проработки учебного материала, исследования учебной ситуации, формирование творческого видения будущих занятий, предсказания дальнейшего движения и результатов учебной деятельности, использование эффективных дидактических методов обучения, разработки комплексов учебных ситуаций и анализа практической деятельности педагогов. Преподаватель полно реализует свои творческие способности, когда процедура повседневной подготовки к учебным занятиям научно обоснована, рационально взвешенная и целесообразно упорядочена. Для того чтобы занятия наиболее эффективно реализовывали образовательные и воспитательные функции, необходимо при его проектировании соотносить всесторонний анализ учебного материала с компонентами учебно-познавательной деятельности. То есть обоснованно определять целевую установку занятия. По результатам проведенных исследований установлено, что основными причинами снижения качества учебно-воспитательного процесса является низкий уровень научного обоснования учебно-воспитательных целей. В результате этого обучения не реализует функции воспитания и развития личности в учебно-познавательной деятельности. Устранение данного недостатка возможно при разработке научных основ цели в проектировании учебных занятий. Следующая составляющая качества образования — техническая и технологическая обеспеченность учебного процесса. Здесь откровенно следует признать наше отставание от ведущих учебных заведений, особенно в компьютеризации и применении современных информационных технологий. Применение этих технологий в учебном процессе позволяет — сделать выпускника ВУЗа конкурентоспособным в большинстве сфер жизнедеятельности; — осуществить индивидуализацию обучения; — формировать планетарное сознание; — проводить дистанционное образование.