Налогообложение процессов потребления в польше в период интеграции с европейским союзом

Налогообложение процессов потребления в Польше в период интеграции с Европейским Союзом С преобразованием налогов на постоянный источник доходов государства степень их рациональности приобретает первостепенное значение, поскольку умелое государственное регулирование экономики с помощью механизмов налогообложения превращается в определяющий фактор экономического прогресса. Исходя из перспектив интеграции с ЕС, формируются направления и механизмы налогового регулирования экономики Польши, причем не без учета прежних достижений функционирования налогового механизма в стране. Как известно, до 1980 года польский налоговая система отвечала требованиям социалистической экономики, подчеркивает ее сходство с украинской системы налогообложения, которая тоже унаследовала регулятивные элементы экономики социализма. Как и украинская система налогообложения, так и польская совершенствуются из года в год, а целью такого совершенствования традиционным является поиск оптимальной налоговой системы, которая бы удовлетворяла требования как государства, так и налогоплательщиков.
производитель платьев
Учитывая это, для Украины как страны с трансформационной экономикой, которая имеет целью дальнейшую интеграцию в экономических группировок, целесообразным является изучение опыта Польши в области налогообложения в целом и процессов потребления в частности, поскольку Республика Польша одной из первых стран соцлагеря стала на путь гармонизации и унификации косвенного налогообложения в соответствии с международными требованиями. Значительную роль в обеспечении процесса взимания налогов в Польше, как и в любой стране, играют органы взыскания налогов. Рассмотрим в этом аспекте структуру налоговой службы Польши. В отличие от многих стран мира и Украины в частности, структура налоговой администрации Польши представлена не тремя уровнями исполнительной власти, а лишь двумя. Например, центральный уровень представлен Министерством финансов, а местный — местными налоговыми органами. С целью обеспечения надлежащего уровня администрирования налогов Министерство финансов делится на департаменты и управления, исходя из структуры налоговой системы государства. В его состав входят такие департаменты: косвенных налогов; прямых налогов; налоговой системы; местных налогов и кадастра; организации налоговой администрации; контроля. Схематически налоговую администрацию Польши можно представить следующим образом: Схема 1 Структура налоговой администрации Польши 1 Как видно из схемы, налоговую работу на центральном уровне координируют государственный секретарь и его заместитель. На местном уровне функционируют 355 налоговых офисов, 16 налоговых отделений и 16 офисов налогового аудита. Основными обязанностями налоговых органов являются: оценка и сбор налогов; проведения регистрации плательщиков в целях налогообложения. Кроме этого, местные органы налогообложения осуществляют камеральные проверки налоговой отчетности и налоговые. Налоговые органы, функционирующие в отдельных административно-территориальных единицах, считаются инстанциями первой степени и имеют право принятия первичных решений по налогам. Таким образом, структура налоговой администрации Польши построена по функциональным направлениям деятельности по учетом особенностей административно-территориальных единиц. Принципиальных отличий по функционирующих подразделений в составе ГНА Украины и польской налоговой службы нет. Но мы наблюдаем четкое распределение полномочий по учету плательщиков и поступлений налогов и в проведении контрольных проверок. Так, полномочия по учету плательщиков и поступлений налогов имеют налоговые отделения и налоговые офисы, зато полномочия по налоговым проверкам — только офисы налогового аудита. Такое распределение обязанностей между подразделениями налоговой службы имеет свои положительные стороны. Во-первых, служебная нагрузка работников налоговой службы формируется так, чтобы налоговый инспектор имел достаточно времени для самосовершенствования и изучения налогового законодательства. Во-вторых, должностные лица налоговой службы Польши работают в конкретном направлении налогообложения (например, только проверки по вопросам правильности налогообложения косвенными налогами) и не распыляют полученный опыт и знания между несколькими видами служебной нагрузки. В-третьих, существует определенная независимость и объективность при проведении налоговых проверок и сведение к минимуму дискретности, ведь они проводятся отдельными подразделениями, которые не подчиняются налоговым отделением — основным исполнителям налоговой работы. Подобный принцип независимости в функционировании налоговых органов заложены при построении налоговой системы России, где вообще создано Министерство по налогам и сборам. В то же время, к недостаткам такого построения налоговой администрации Польши можно отнести узкую специализацию налоговых кадров и определенного рода несогласованность действий между налоговыми офисами и офисами налогового аудита, поскольку последние не информируют налоговые офисы об объектах и субъекты контрольных действий. В противоположность этому, в Украине с 2000 году введен формирования национального плана документальных проверок налогоплательщиков. Такой подход осуществления контрольной деятельности украинской налоговой службой является позитивным для заимствования налоговой администрацией Республики Польша, поскольку он дает возможность четко координировать деятельность всех подразделений налоговой службы и других фискальных органов. Рассмотрим более детальнодияльнистьдепартаментунепрямих налоговой администрации Польши . Департамент является основным инициатором предложений по основ налоговой политики в области налогов на потребление, обрабатывает проекты законодательных актов, которые касаются косвенных налогов, анализирует существующие проблемы в этой сфере налогообложения и проектирует соответствующие изменения в законодательстве. Разъяснения и толкования законодательных актов по вопросам налогообложения косвенными налогами является одной из важнейших функций данного департамента. Для сравнения, в Украине на протяжении нескольких лет функционирует в составе ГНА Украины главное управление налога на добавленную стоимость, а с недавних пор департамент по вопросам администрирования акцизного сбора и контроля за производством и оборотом подакцизных товаров. Указанные подразделения налоговой службы Украины выполняют аналогичные функции, что и департамент косвенных налоговой администрации Польши. Исходя из этого трудно выделить какие-либо различия в назначении и функционировании указанных структурных подразделений налоговой службы обеих стран. Итак, функционирования соответствующих подразделений налоговых администраций Польши и Украины относительно взимания налогов на потребление происходит на основании государственной концепции в области косвенного налогообложения, которая должна соответствовать реалиям экономического развития стран. Не преувеличивая и не преуменьшая значение косвенного налогообложения для формирования доходной части бюджетов всех уровней в Польше и Украине, обратимся к статистическим источников. Для этого воспользуемся диаграммами 1 и 2. Как видно из диаграммы 1, в Украине в доходах сводного бюджета доля косвенных налогов в 1995 году составила 33,48%, а в 2001 году — 24, 28%. Безусловно, это весьма значительный показатель, хотя наблюдается некоторое его спад в 2001 году. Такая тенденция в Украине объясняется уменьшением общего количества плательщиков налога на добавленную стоимость в связи с переходом на упрощенную систему налогообложения, а также увеличением размера порога регистрации плательщиками налога на добавленную стоимость.