Механизм гармонизации налогового законодательства украины с налоговым законодательством ес

Механизм гармонизации налогового законодательства Украины с налоговым законодательством ЕС в процессе адаптации законодательства Украины к законодательству ЕС Украина провозгласила курс на европейскую интеграцию, заключила с Европейским Сообществом и их государствами-членами Соглашение о партнерстве и сотрудничестве от 14 июня 1994р.1, в котором взяла на себя обязательства приблизить национальное законодательство в определенных отраслях с законодательством ЕС, в том числе в области косвенного налогообложения и налогообложения деятельности компаний. В подзаконных актах законодательства Украины система мер, направленных на выполнение данного обязательства, получила название адаптации законодательства Украины к законодательству ЕС. Как видно из содержания Указа Президента Украины «Об утверждении Стратегии интеграции Украины в Европейский Союз» от 11 июня 1998 года № 615/982, адаптация направлена на создание в целом правовой базы для интеграции Украины в ЕС, согласование существующего и перспективного законодательства Украины с положениями права ЕС и обеспечение высокого уровня подготовки проектов актов законодательства.
ведущий на тимбилдинг
Гармонизация законодательства Украины с законодательством ЕС выступает составной частью процесса адаптации, и разработка механизма ее осуществления является, на сегодня, особенно актуальным вопросом. Проведение гармонизации всего необходимо в тех сферах законодательства Украины, регулирующих режим торговли и порядке движения товаров, услуг и капиталов между Украиной и государствами ЕС. Это, прежде всего, налоговое, таможенное законодательство и положения законодательства Украины о стандартизации. Содержание гармонизации. Прежде, чем приступить обзор механизма налоговой гармонизации, необходимо выяснить содержание гармонизации. Гармонизация — это присущий праву Европейских сообществ способ приближения национальных законодательств государств-членов, целью которого является установление единых результатов правового регулирования определенных общественных отношений внутри ЕС путем принятия органами ЕС директив и приведения в соответствие с последними национальных законодательств государств-членов ЕС. Нормы директив определяют предмет, цели и правовые последствия гармонизации, которая должна произойти в течение отведенного директивой срока. Гармонизированы нормы директив получают дальнейшее отражение в положениях национального законодательства государств-членов, без принятия которых реализация гармонизированных норм невозможна. Имплементация гармонизированных норм может требовать как внесение изменений и дополнений в действующее законодательство, так и принятия дополнительных нормативно-правовых актов государств-членов. В процессе адаптации законодательства Украины к законодательству ЕС, представляет собой систему мероприятий по приближению украинского законодательства к европейским стандартам, утвержденных Концепцией адаптации законодательства Украины к законодательству ЕС3, также по аналогии можно выделить гармонизацию, которая заключается в приближении Украины собственного законодательства в гармонизированных положений законодательства ЕС, содержащиеся в директивах. Так гармонизация выступать как составляющая адаптации законодательством Украины законодательства ЕС. Подход к адаптации украинского законодательства, разработан во исполнение положений Соглашения о партнерстве и сотрудничестве и имплементации ее в целом, должен быть единым, во-первых, по отношению ко всем отраслям права и направленным на комплексное и системное согласование всей нормативно-правовой базы, во — вторых, по отношению к составляющим адаптации. Он должен обеспечивать согласованность гармонизации с другими составляющими адаптации — унификацией путем инкорпорации в законодательство Украины положений регламентов ЕС и присоединением Украины к европейским отраслевых соглашений. Необходимость проведения налоговой гармонизации. Проведение Украины налоговой гармонизации предусмотрено ст.51 Соглашения о партнерстве и сотрудничестве. Целью налоговой гармонизации является реформирование налогового законодательства Украины в направлении приближения системы и уровня налогообложения с существующим в Европейском Содружестве, устранение налоговых препятствий на пути движения товаров, услуг, рабочей силы и капиталов между Украиной и государствами Европейского Сообщества. Отсутствие стабильных основ правового регулирования налогообложения в Украине, постоянное внесение изменений в налоговое законодательство, чрезмерное налоговое давление на субъектов хозяйствования и трудности в общении с налоговыми органами свидетельствуют об актуальности для всего украинского общества вопросов реформирования налогового режима путем его приближения к уровню развитости, существующего в ЕС. Механизм проведения налоговой гармонизации. Целью налоговой гармонизации, как это следует из положений статьи 51 Соглашения о партнерстве и сотрудничестве, является установление приблизительной адекватности законов Украины относительно косвенного налогообложения и налогообложения компаний требованиям законодательства ЕС. Таким образом, внимание украинских нормопроектировщиков должна быть направлена на те положения законодательства Украины, регулирующих налогообложение налогом на добавленную стоимость, пошлиной, не облагаются подоходным налогом тех субъектов хозяйствования, которые есть в Украине дочерними предприятиями компаний, зарегистрированных в государствах-членах ЕС. Механизм проведения гармонизации должен быть построен таким образом, чтобы достигалась цель гармонизации. Обязательными элементами механизма проведения налоговой гармонизации является правильное определение предмета и объекта гармонизации, сопоставление их регулирования национальным законодательством требованиям директив ЕС, определения способа установления адекватности положений украинского налогового законодательства требованиям директив ЕС, учета результатов работы по установлению адекватности при внесении изменений и дополнений к действующим налоговым законодательством и при принятии нового, а также систематизированность и взаимная согласованность законодательных новелл, привносятся в целях гармонизации. Реализация механизма проведения налоговой гармонизации заключается в осуществлении ряда мероприятий, которые можно сгруппировать в четыре этапа. Первый — это проведение тщательного анализа положений директив Европейского Сообщества, регулирующие вопросы налогообложения внутри ЕС, на предмет различий в правовом регулировании субъектов и объектов налогообложения, определение базы налогообложения, порядка исчисления и уплаты налогов и потом отображения различий в таблице разногласий в налоговых законодательствах Украины и ЕС. Вторым этапом является установление приоритетности устранения разногласий — определение разногласий выступают главными препятствиями на пути гармонизации, и способов их устранения. Этот этап самый сложный, так как он на практике будет означать не только поиск в национальном налоговом праве инструментов инкорпорации требований директив ЕС, но и проведение реформирования в определенных сферах налогообложения. На третьем этапе нужно определить, к каким нормативно-правовых актов законодательства Украины будет требоваться внесении изменений и дополнений с целью инкорпорации положений директив ЕС. Наконец, четвертый этап будет заключаться в проведении юридико-технической, нормопроектировочной работы, то есть в создании проектов актов законодательства, в которых воплощены результаты налоговой гармонизации. Итак, механизм проведения налоговой гармонизации содержит сравнительно-правовой, законотворческий и юридико-технический аспекты. Выводы. Поскольку границы данного доклада позволяют остановиться только на основных характеристиках механизма налоговой гармонизации, обзор его в полной мере возможно только при условии раскрытия всего объема налоговой гармонизации. Установление объема налоговой гармонизации начинается с анализа положений директив ЕС, которыми гармонизированы вопросы налогообложения внутри ЕС. Место налоговой гармонизации в процессе адаптации законодательства Украины к законодательству ЕС определяется значением налогов как инструментов влияния на создание между Украиной и государствами-участниками Европейского Сообщества режима свободной торговли. Проведение налоговой гармонизации особенно актуально в последнее время, поскольку ее результаты уже могли бы быть учтены в положениях нового Налогового Кодекса Украины. Литература 1 О ратификации Соглашения о партнерстве и сотрудничестве между Украиной и Европейскими сообществами и их государствами-членами : Закон Украины от 10 ноября 1994 года № 237/94-ВР // Российская юстиция. — 1994. — № 46. — Ст. 415. 2 Об утверждении Стратегии интеграции Украины в Европейский Союз: Указ Президента Украины от 11 июня 1998 года № 615/98 // Официальный вестник Украины. — 1998. — № 24. — Ст. 870. 3 О Концепции адаптации законодательства Украины к законодательству Европейского Союза: Постановление КМУ от 16 августа 1999 № 1496 // Официальный вестник Украины. — 1999. — № 33. Ст. 1735.