Международные социальные стандарты — их применение в украине

Международные социальные стандарты — их применение в Украине В процессе жизнедеятельности каждый человек находится в опасности перед наступлением обстоятельств, которые могут непосредственным образом отразиться на состоянии его здоровья и привести к потере заработка-основного источника существования. К таким обстоятельствам можно отнести: болезнь, старость, инвалидность, потеря кормильца и др. Конечно, преодолеть эти обстоятельства самостоятельно во многих случаях невозможно, поскольку они определены объективными социально-экономическими условиями, тесно связанные с производственной деятельностью и практически не зависят от воли отдельного человека. Однако, такие обстоятельства прямо влияют на социальную стабильность общества, поэтому государство принимает на себя определенную долю ответственности за их наступление и создает целую систему социальной защиты. Можно определить социальную защиту как совокупность законодательно закрепленных экономических и правовых гарантий, которые призваны обеспечивать соблюдение важнейших социальных прав граждан и достижение социально-достаточного уровня жизни. Основой формирования в любом государстве концепции социальной защиты и, в свою очередь, реализации государством своих экономических, демографических и социально-реабилитационных функций является законодательное закрепление социальных правовых гарантий. Закон Украины «О государственных социальных стандартах и государственных социальных гарантиях» от 5 октября 2000 в ст.1 определяет термин «государственные социальные стандарты» как установленные законами, другими нормативно-правовыми актами социальные нормы и нормативы или их комплекс, на базе которых определяются уровни основных государственных социальных гарантий.
смотрите вот тут
Государственные социальные гарантии в Украине делятся на основные и дополнительные. К основным относятся: минимальный размер заработной платы; минимальный размер пенсии по возрасту; необлагаемый минимум доходов граждан; размер государственной социальной помощи и других социальных выплат (медицинские помощи, помощи в случае временной нетрудоспособности в связи с болезнью, по уходу за больным ребенком, по беременности и родам, санаторно-курортное лечение, пособия на погребение и прочее). К дополнительным уровень жизни населения, пострадавшего в результате аварии на ЧАЭС; уровне оплаты труда бюджетных работников; стипендии учащихся; индексация доходов населения; предоставление гарантированных объемов социально-культурного, жилищно-коммунального, транспортного, бытового обслуживания и обслуживания в сфере образования, здравоохранения, общественного питания и т. д .; обеспечение льготных условий для удовлетворения потребностей в товарах и услугах отдельным категориям граждан. Можно сделать вывод, что сфера применения государственных социальных гарантий в Украине очень широкая, охватывает отношения во всех социальных сферах. Если же мы обратимся к международному регулированию данному вопросу, то увидим, что сфера действия социальных стандартов намного уже, чем в Украине. А именно: медицинская помощь; помощи по болезни; пособия по безработице; пособия по старости; помощи в случае трудового увечья или профессионального болезни; семейные пособия; пособия по беременности и родам; пособия по инвалидности; помощи в случае потери кормильца. То есть международные социальные стандарты охватывают только сферу определения видов и размеров пособий. Необходимо отметить, что международный законодатель достаточно детализировал сферу действия социальных стандартов. Таким образом, в конвенции № 102 о минимальных нормах социального обеспечения отдельно выделяются пособия по старости, по инвалидности и по случаю потери кормильца, в то время как наш законодатель закрепил эти пособия в едином законодательном акти — законе «О пенсионном обеспечении» от 5 ноября 1991 года. Конвенция выделяет медицинскую помощь, пособия по болезни и пособия по беременности и родам, хотя дает определение, что медицинская помощь охватывает все случаи, которые включают болезненное состояние, независимо от причин, его вызвала, а также беременность, роды и их последствия. В Украине нет единого нормативного акта который бы регулировал отношения, возникающие по поводу оказания медицинской помощи. Что касается помощи по болезни, беременности и родам, то в Украине это урегулировано законом "Об общеобязательном государственном социальном страховании в связи с временной потерей трудоспособности и расходами, обусловленными рождением и погребением "от 18 Январем 2001 определяющий ряд социальных рисков, при наступлении которых застрахованные лица имеют право на помощь. Причем украинский законодатель расширил сферу страховых случаев по сравнению с международными нормами 1. временная нетрудоспособность вследствие заболевания или травмы, не связанной с несчастным случаю на производстве; 2. необходимость ухода за больным ребенком; 3. необходимость ухода за больным членом семьи; 4. уход за ребенком в возрасте до трех лет, или ребенком-инвалидом в возрасте до 16 лет; 5. карантин, наложенный органами санитарно-эпидемиологической службы; 6 санаторно-курортное лечение; Рассматриваемая конвенция №102 о минимальных нормах социального обеспечения закрепляет, что пособие по болезни охватывает случаи временной нетрудоспособности, которая влечет за собой определенную законодателем временную потерю заработка. Здесь имеется в виду заболевания именно того лица, которое в результате этого потеряет заработок. По временной потери заработка в связи с болезнью члена семьи или ухода за ребенком, то международное законодательства относит эти страховые риски в семейных пособий. Хотелось бы отметить неполное соответствие национального законодательства Украины с международным в предоставлении льгот и пособий по беременности и родам. Согласно международным актом на всех предприятиях, независимо от форм собственности, женщинам запрещается работать в течение шести недель после родов; разрешается оставить работу по предъявлению медицинской справки в течение шести недель до родов; не менее двух часов в день для кормления ребенка. Если вспомнить ст. 183 КЗоТ «перерывы для кормления ребенка», то мы увидим, что нашим женщинам, по общему правилу, предоставляют перерыва в максимальный срок полтора часа. Еще одной важной социальной гарантией является пособия по безработице. Согласно определению, которое дает конвенция, безработица — это случаи временной потери заработка, вызванные невозможностью получать заработную плату лицом способной и готовой работать за отсутствием достойной работы. Важно понимание терминов, причем, если «способной» и «готовой» еще понятно, то «за отсутствием достойной работы» необходимо толковать как отсутствие работы по соответствующей профессии и соответствующим квалификационным уровнем. В законе «Об общегосударственном страховании на случай безработицы» от 2 марта 2000 года было закреплено кроме общей помощи по безработице, пособия по безработице лицам, которые находятся на его содержании, а также пособия на погребение в случае смерти безработного. То есть украинский законодатель вновь расширяет сферу применения пособий данного вида. Сегодняшняя проблема нашего законодательства не столько в несоответствии международному праву (что делает нашу страну одной из найпильговиших государств), сколько в процессе и возможности реализации норм права в жизнь. Литература 1. О государственных социальных стандартах и государственных социальных гарантиях: Закон Украины от 5 октября 2000 // Законодательство Украины о социальном обеспечении — Львов. — 2001. 2. Кодекс законов о труде Украины. 3. Конвенция о минимальных нормах социального обеспечения № 102. МОТ — 4 июня 1952 // Международное законодательство об охране труда — Киев. 1999. — Том 3. 4. Конвенция о труде женщин до и после родов № 3. МОТ — 29 октября 1919 // Международное законодательство об охране труда — Киев. 1999 5. Мачульская Е. Е., Горбачева Ж. А. Право социального обеспечения. — Москва Книжный мир 2001.